Вагонные поставки бурого угля

Новости

Создание угольного кластера на Таймыре идет полным ходом

На севере Красноярского края продолжается освоение новых крупных угольных месторождений. Ископаемое топливо оттуда планируется поставлять в страны Юго-Восточной Азии по Севморпути.

Уникальное по запасам и качеству угля месторождение расположено далеко за полярным кругом
Компания «Северная звезда» (входит в холдинг AEON) активно разрабатывает на западе Таймыра Сырадасайское месторождение коксующего угля – одно из крупнейших в мире. Общие запасы угольного бассейна оцениваются в более чем в 5 млрд тонн, а на первоначальном этапе предусматривается создание разреза мощностью 5 млн тонн в год с последующим удвоением объемов.

Промышленная добыча на месторождении уже началась – осенью прошлого года первые 100 тыс. тонн таймырского угля были отправлены в Китай.

Проектом, включенным в КИП «Енисейская Сибирь», предусматривается строительство обогатительной фабрики и всей необходимой инфраструктуры, включая вахтовые поселки и аэродром.

Начало строительства – дамба, уходящая подальше от берега в море, по которой к судам будут доставлять отгружаемый уголь
Также сейчас в Енисейском заливе, немного южнее Диксона, идет активное строительство большого угольного терминала и глубоководного грузового порта «Енисей». Оттуда регулярно должны будут отходить груженые балкеры дедвейтом более 100 тыс. тонн, и при проводке атомных ледоколов типа «Арктика» доставлять заполярный уголь в страны Юго-Восточной Азии.


Врио губернатора Красноярского края Михаил Котюков на прошедшей накануне встрече с представителями инвестора выразил готовность со стороны властей региона оказать всю возможную поддержку для создания современного производства с минимальной нагрузкой на окружающую среду.

А руководство «Северной звезды» в свою очередь заверило, что компания, помимо развития самого производства, готова и дальше активно участвовать в развитии социальной инфраструктуры на севере края.

Дела.ру

РЖД продолжают фиксировать падение погрузки леса в Восточной Сибири, погрузка угля растет

Погрузка лесных грузов в Восточной Сибири в I полугодии 2023 года снизилась на 24,3% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, до 1,3 млн тонн, сообщила пресс-служа Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал РЖД).

Филиал также зафиксировал существенное снижение погрузки черных металлов - на 32,5%, до 32 тыс. тонн, а также железной и марганцевой руды - на 37%, до 1,8 млн тонн.

Между тем, по данным ВСЖД, погрузка угля в отчетном периоде выросла на 6,8%, до 14,5 млн тонн (доля угля занимает более половины от общей погрузки за полугодие - ИФ), зерна - на 18,4%, до 25 тыс. тонн, строительных грузов - в 1,3 раза, до 1 млн тонн, нефти и нефтепродуктов - на 7,1%, до 4,4 млн тонн.

В целом погрузка на ВСЖД в январе-июне 2023 года составила 28,6 млн тонн, что на 1,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Как сообщалось, РЖД с 2019 года отмечает падение погрузки лесных грузов. Между тем, погрузка угля с того времени показывает разнонаправленную динамику.

Иркутск. ИНТЕРФАКС/

Соглашение о железнодорожных перевозках угля для отопительного сезона 2023-2024 гг в регионах Сибири и Дальнего Востока подписано в Красноярске

В Красноярске в рамках бизнес-форума «Обеспечение стабильной работы энергетического комплекса в период отопительного сезона 2023-2024 гг.» КрасЖД подписала четырехстороннее соглашение с участниками перевозочного процесса «О взаимодействии по обеспечению перевозок угольной продукции в 2023 году железнодорожным транспортом на предприятия угольной генерации».

Подписи под документом поставили начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин, директор по логистике АО «Сибирская угольная энергетическая компания» Денис Рахимжанов, директор по управлению перевозками АО «Национальная транспортная компания» Евгений Гартвих и директор по развитию энергорынков и энерготрейдингу ООО «Сибирская генерирующая компания» Антон Данилов.

– Задача этого соглашения – эффективное использование организационных, технологических и инфраструктурных ресурсов для заблаговременного обеспечения топливом предприятий жилищно-коммунального хозяйства и теплоэнергетического комплекса. Подготовка к новому отопительному сезону начинается, как правило, сразу после окончания предыдущего. У нас выстроены тесные взаимоотношения со всеми участниками процесса: это и операторы вагонов, и грузоотправители, и региональные власти. Сегодня мы должны сверить часы, разбить погрузку по месяцам, чтобы поставки топлива происходили планомерно, и на начало отопительного сезона на складах СГК был сформирован запас в 6 млн тонн, – говорит Алексей Туманин.

Ритмичность поставок угля для ЖКХ и ТЭК обеспечивается в сложных условиях летне-путевых работ на железнодорожной инфраструктуре, реализации масштабных инвестпроектов и стратегической переориентации грузопотоков на восток. Для этого на КрасЖД в партнерстве с угледобывающими компаниями и собственниками подвижного состава внедряется ряд технологий, направленных на ускорение перевозочного процесса, выстраивание «бесшовной» логистики. Соглашением закреплены обязательства сторон на всех этапах – от погрузки твердого топлива в вагоны до его доставки потребителям.

Отметим, что 60% всех железнодорожных поставок бурого угля для внутреннего российского потребления обеспечивается с разрезов Красноярского края, доля каменного угля из Республики Хакасия в общем объеме железнодорожных поставок на внутренний рынок России составляет порядка 28%. В прошлом году это 28,6 млн и 9,1 млн тонн соответственно, отправленных с 12 станций Красноярской магистрали в двух регионах.

В 2022 году отгрузка бурых углей производилась потребителям в 51 субъекте страны, в их числе – 25 основных объектов теплоэнергетического комплекса. Наибольшие объемы потребления – в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также в Рязанской области. География поставок каменных углей еще более обширна – 68 регионов. В том числе, завоз топлива производился на 17 основных объектов теплоэнергетики страны.

РЖД

Два дополнительных сухих порта планируется в Кузбассе

Два дополнительных сухих порта планируется в Кузбассе для ускорения возвращения порожних вагонов с Дальнего Востока
Две крупные транспортные компании проявили интерес к строительству двух сухих портов (транспортно-логистических центров) в Кузбассе в дополнении к уже объявленному проекту такого порта, сообщил на заседании «круглого стола» «Стратегическое развитие Кузбасса. Фондовый рынок — одно из направлений развития бизнеса региона» в пятницу председатель правительства Кузбасса Илья Середюк.

Такие центры предназначены для ускорения возвращения с Дальнего Востока порожних полувагонов, отправленных туда с экспортным углем из Кузбасса. Поскольку обратно едет очень много различных грузов, порожняк возвращается медленно. «Мы обсудили с транспортными компаниями, и они предложили грузить в полувагоны контейнеры и так возвращать их обратно, что должно увеличить пропускную способность возврата, в Кузбассе же нужен сухой порт перегрузки контейнеров на платформы и возвращения полувагонов угольщикам», пояснил Илья Середюк.

По его словам, с одной компанией подобное соглашение о строительстве Кузбасского транспортно-логистического центра уже подписано ранее, и определено финансирование. И еще две крупные компании проявили подобный интерес, «мы ждем их в Кузбассе в начале июля, чтобы договориться и поставить еще два сухих порта в центре нагрузок на юге региона», сообщил председатель областного правительства. Министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев добавил ежесуточно из региона отправляется 7,5-8 тыс. вагонов с углем, но не только в восточном направлении.

В «СУЭК-Хакасия» обновляется парк карьерных автосамосвалов

В июне 2023 года на разрезе «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» введены в эксплуатацию два новых автосамосвала грузоподъемностью 130 тонн.

По традиции ввод новой техники прошел в торжественной обстановке. Директор разреза «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» Геннадий Шаповаленко пожелал экипажам эффективной, безаварийной работы и поздравил коллектив с предстоящим Днем России:

  • Такие события как сегодня убедительно доказывают, что наша страна развивает свой промышленный потенциал, у нее отличные перспективы. Особенно приятно отметить, что к трудовым достижениям мы идем при поддержке наших белорусских партнеров, бригада специалистов с завода БелАЗ отработала на высоком профессиональном уровне и обеспечила сборку и ввод в эксплуатацию новых машин в кратчайшие сроки.



Новые автосамосвалы заменят выработавшие свой ресурс машины аналогичной грузоподъемности. В отличие от ранее применявшихся новые автосамосвалы оснащены двигателями фирмы из Китайской Народной Республики Weichai (Вейчай). Первые автосамосвалы с двигателями Weichai приступили к работе на разрезе «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» в августе-сентябре 2022 года и за прошедший период зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Кстати, произведены двигатели были в Российской Федерации, на предприятии «КАМАЗ-Вейчай»; комплектующие для БелАЗов изготавливаются в Белоруссии, России и КНР.

Разрез «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» является крупнейшим по объемам добычи угольным разрезом в Республике Хакасия; по итогам 2022 года объем добычи составил 9,6 млн тонн угля.
Пресс-центр СУЭК

Приморские угледобывающие предприятия СУЭК возглавил Андрей Костарев

Назначен новый генеральный директор ООО «Приморскуголь» и АО «Лучегорский угольный разрез». Управлять приморскими активами СУЭК с 1 июня будет Андрей Костарев.

На предприятиях Сибирской угольной энергетической компании он работает с 2002 года, пройдя путь от главного специалиста до директора по экономике и финансам ООО «СУЭК-Хакасия». Андрей Костарев имеет два высших образования: окончил Красноярский государственный технический университет по специальности «Экономика и управление на предприятии», получив квалификацию экономиста-менеджера, а также Национальный исследовательский технологический университет МИСиС по специальности «Горное дело», имея квалификацию горного инженера. Является доктором экономических наук, имеет ряд ведомственных и корпоративных наград.

Отметим, что руководство Сибирской угольной энергетической компании уделяет приоритетное внимание развитию угледобывающих предприятий в Приморье. Как ранее отмечал генеральный директор СУЭК Максим Басов, максимальный рост производительности запланирован в крае на Лучегорском угольном разрезе.

Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР

Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР, выбивая австралийских поставщиков за счет более привлекательных цен

Китай возобновил импорт угля из Австралии после 2-летнего перерыва, и первая партия достигла берегов КНР в феврале этого года. По данным S& P Global, за январь–апрель Китай заключил 8-10 сделок на покупку твердого коксующегося угля из Австралии на условиях FOB.

Правда, объемы маловаты. В 2017–2020 годах КНР импортировала из Австралии по 42 млн тонн в год. После неофициального запрета Пекина объемы в 2021-м снизились до нуля, а по итогам 2023-го, как считают аналитики S&P, они едва достигнут 8-10 млн тонн, хотя сейчас закуплено только 620 тыс. тонн.

Причина не возвращения австралийского угля на рынок Поднебесной — это уже не политика, а экономика. Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР, выбивая австралийских поставщиков за счет более привлекательных цен.

S&P прогнозируют экспорт угля из РФ в КНР по итогам 2023-го на уровне 22-24 млн тонн. Монголия тоже увеличивает поставки. В марте ее экспорт достиг 4,76 млн тонн, что почти в 4 раза больше, чем в феврале. В Everbright считают, что КНР импортирует до 41,8 млн тонн угля из Монголии к концу текущего года, на 63% больше показателей 2022-го. Скачок поставок связан с работой новой ж/д коммуникации между странами. К слову, если РЖД начнет работать, а не обещать, потенциал роста есть и у российских поставок.

Российскому углю ищут место в будущем

Минэнерго видит угрозу планам по росту экспорта
К 2040 году мировой спрос на уголь может упасть на 65%, а крупнейшие покупатели российского угля Индия и Китай — выйти на самообеспеченность, говорится в презентации аналитического центра ТЭКа Минэнерго. Это может поставить под угрозу заявленные планы роста угольного экспорта из РФ, который на деле к 2040 году может драматически сократиться. Чтобы этого избежать, рекомендуется снижать себестоимость добычи и наложить мораторий на рост железнодорожных тарифов и налогов для отрасли.

 

Россия к 2040 году может столкнуться со снижением мирового спроса на уголь на 25–65% в зависимости от сценариев, следует из презентации аналитического центра ТЭКа Минэнерго РФ под названием «Горизонт 2040» (есть в наличии “Ъ”). К концу периода доля угля в мировом энергетическом балансе снизится в 2 раза, а доля ВИЭ вырастет в 2,5 раза.

Так, согласно умеренному сценарию, мировой спрос на уголь сократится с 8 млрд тонн в 2022 году до 6 млрд тонн к 2040 году. В случае ускоренного энергоперехода спрос упадет до 2,8 млрд тонн.

При этом потребление энергетического угля будет сокращаться быстрее, чем металлургического.

В этих условиях для России будет существовать сразу несколько рисков. Снижение спроса на уголь в Китае и Индии за счет выхода ими на самообеспеченность может привести к снижению экспорта российского угля до 22–172 млн тонн в зависимости от сценария. Для сравнения: в 2022 году экспорт угля из РФ составил 211 млн тонн. При этом для российских компаний будут сохраняться текущие внешние ограничения, вызванные санкциями: дисконты относительно мировых бенчмарков, проблемы со страхованием российских грузов и фрахтом балкеров.

После начала боевых действий на Украине и резких изменений в торговых отношениях власти РФ не делали попыток долгосрочных прогнозов развития угольной промышленности. В последний раз будущее отрасли описывалось в утвержденной в 2020 году программе развития, где как консервативный, так и оптимистический сценарии предполагали увеличение спроса на уголь на внешнем рынке к 2035 году. Ожидалось, что экспорт угля из РФ в любом случае вырастет до 259–392 млн тонн.

В презентации аналитического центра ТЭКа отмечается, что для реализации планов по росту экспорта до 324 млн тонн к 2040 году необходимо, чтобы РФ «стала страной, которая поставит последнюю тонну угля» на мировой рынок за горизонтом 2050 года.

 

Для этого нужно снизить его себестоимость продажи, которая на 2021 год составляла $70 за тонну, в 1,5 раза, для чего предлагается наращивать добычу угля открытым способом. Также авторы презентации предлагают наложить мораторий на индексацию тарифов ОАО РЖД сверх плана и изменение налоговой и административной нагрузки, развивать углехимию и налаживать отношения с дружественными странами—импортерами российского угля, в первую очередь с Индией.

Правительство может увеличить НДПИ на уголь в четвертом квартале
Сергей Гришунин из НРА сомневается в радикальном падении спроса на энергетический уголь в мире, так как львиная доля его потребления приходится на азиатские страны, которые очень взвешенно подходят к вопросам декарбонизации и предпочитают обновлять угольные электростанции вместо их закрытия. По мнению аналитика, если спрос на энергетический уголь упадет, то и цены на него упадут, что приведет к закрытию большей части экспортных угольных мощностей в мире, что через некоторое время вернет цены на приемлемый уровень — $130–150 за тонну. Аналитик также полагает, что сравнительно низкая себестоимость добычи угля в России даже с учетом транспортного плеча позволит большей части российских производителей остаться на мировом рынке при снижении спроса. Он также отмечает, что рост продаж металлургического угля требует значительных маркетинговых усилий из-за изначально более жестких требований металлургов к качественным характеристикам угля.

Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина, Коммерсантъ

Уголь выпадает из приоритета

Железнодорожники ждут на востоке более доходные грузы
В ОАО РЖД считают, что, если экспортные отправки угля из основных добывающих регионов на восток, которые сейчас идут в приоритетном порядке, перевести в обычную для угольного экспорта категорию очередности, можно существенно увеличить перевозки более доходных грузов. Речь идет о 2 млн тонн в квартал нефтепродуктов, руды, удобрений и других товаров. Эксперты, однако, уточняют, что поставки угля «лучше выстроены», а реальный прирост перевозок высокодоходных грузов может оказаться меньше прогнозов монополии.

“Ъ” ознакомился с расчетами ОАО РЖД к заседанию правкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Из них следует, что отказ от приоритета в отношении перевозок экспортного угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию приоритета для экспорта угля позволит за квартал дополнительно вывезти порядка 2 млн тонн дорогостоящих грузов, «преимущественно нефтепродуктов (0,8 млн тонн) и черных металлов (1 млн тонн), удобрений, зерна и ряда других номенклатур».

Сейчас, согласно временным правилам определения очередности перевозок грузов на Восточном полигоне, перевозки угля на экспорт из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии на восток идут в приоритетном порядке. Соответствующие поручения были даны президентом РФ и правительством, на их основе ОАО РЖД заключило с регионами соглашения о гарантированных объемах вывоза. В результате уголь из этих регионов на восток едет в третью очередь, сразу после перевозок воинских грузов и грузов для ликвидации ЧС, а остальной угольный экспорт — в шестую, после нефтепродуктов и многих других категорий грузов.

Как следует из материалов ОАО РЖД, в первом квартале вывоз угля по поручениям президента на восток составил 24,4 млн тонн при гарантированном объеме 24,8 млн тонн — это свыше 90% от всех экспортных перевозок угля на восток (26,7 млн тонн).

Перевозки из Кемеровской области отстали от плана на 1,9%, составив 14,8 млн тонн, из Хакасии — на 28% (1,1 млн тонн из 1,5 млн гарантированного объема), а перевозки из Бурятии и Якутии, напротив, превысили квоту на 100 тыс. тонн. Из регионов, не входящих в число приоритетных, при небольших объемах чаще наблюдается рост к 2022 году, однако, например, экспорт из Новосибирской области на восток полностью остановился (при экспорте 0,4 млн тонн в первом квартале 2022 года).

Представитель ЭЛСИ (объединяет компании «Эльга Уголь» и «Сибантрацит») подтвердил остановку экспорта угля из Новосибирской области на восток из-за нехватки провозных возможностей, поставки переориентированы на порты юга РФ.

Угольная продукция занимает на Восточном полигоне доминирующее положение (70% от экспортного грузопотока), и «фиксация этих объемов существенно ограничивает возможности других отраслей российской экономики», сообщает ОАО РЖД. По оценке компании, по итогам первого квартала ограничение потребности в вывозе продукции российских предприятий в восточном направлении составило порядка 4,9 млн тонн грузов, в том числе 1,7 млн тонн нефтеналивных грузов, 0,8 млн тонн черных металлов, 0,5 млн тонн удобрений, 0,3 млн тонн грузов в контейнерах, 0,2 млн тонн зерна и 1,4 млн тонн прочих грузов.

«Осуществление экспортных перевозок угольной продукции, в том числе из отдельных регионов, только в рамках шестой очереди временных правил в целях обеспечения приоритизации перевозок неугольных грузов с более высокой валовой добавленной стоимостью в восточном направлении позволит увеличить вклад в экономику страны в размере до 25 млрд руб., доходы ОАО РЖД — до 1 млрд руб.»,— сообщается в материалах. В ОАО РЖД от комментариев отказались.

Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, 11 апреля:

«Я надеюсь и даже с высокой долей вероятности скажу, что по итогам года РЖД план вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении, который мы подписали на 53 млн тонн, выполнят. У меня уже, наверное, сомнений не остается, думаю, что они выполнят».

Между тем угольщики не слишком довольны даже текущей ситуацией. Так, в феврале на совместном заседании комиссий при Госсовете по направлениям «Транспорт» и «Энергетика» говорилось о том, что квота на вывоз экспортного угля из Кузбасса, утвержденная ОАО РЖД, на 9,9 млн тонн ниже, чем предусмотрено поручениями президента (63 млн тонн).

При этом тарифная нагрузка для угольных компаний Кузбасса, по их данным, за 2022 год выросла на 66–97% для энергетического и на 44–72% для коксующегося угля. По мнению главы комиссии по энергетике Сергея Цивилева, следовало бы ввести мораторий на рост тарифов на перевозки угля и возобновить ранее отмененные скидки за дальность для экспортных перевозок.

В то же время отправители нефтепродуктов также борются за место в очереди на восток.

 

В конце апреля директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов сообщил, что Минэнерго направило в правительство предложение о переводе железнодорожных поставок нефтепродуктов на Дальний Восток как в экспортном, так и внутрироссийском сообщении из пятой категории очередности в четвертую. Ранее на этом настаивали нефтекомпании (см. “Ъ” от 28 марта).

ФАС предлагает субсидировать перевозки топлива для ТЭС на Дальнем Востоке
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров напоминает, что приоритет поставок нефтепродуктов во внутреннем сообщении на Дальний Восток и так должен увеличиться в связи с переводом их в категорию субсидируемых. По его мнению, постоянные изменения правил очередности деструктивны с точки зрения планирования грузопотоков. Также эксперт полагает, что поставки угля на экспорт ведутся маршрутами с порожним возвратом, с задействованием большой доли инновационного парка, что обеспечивает высокую ритмичность. И если понизить приоритетность этих поставок, нет никакой гарантии, что другие грузы заместят их эффективно.

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин, Коммерсантъ

НИКОЛАЙ ШУЛЬГИНОВ ОБСУДИЛ С ГЕНДИРЕКТОРОМ СУЭК/СГК МАКСИМОМ БАСОВЫМ ПЛАНЫ РАБОТЫ КОМПАНИЙ

Николай Шульгинов и генеральный директор СУЭК/СГК Максим Басов на рабочей встрече обсудили планы работы компаний, в том числе сотрудничество с зарубежными партнёрами из дружественных стран АТР.

Так, Министр и глава энергокомпаний рассмотрели развитие российской угольной отрасли в условиях перестройки логистических цепочек.

СУЭК рассматривает возможности наращивания обьёма поставок ресурсов в дружественные страны как за счёт увеличения морских отгрузок, так и развития сухопутного экспорта.

Министерство энергетики РФ.

К согласованию перевозки угля по Енисею могут привлечь красноярцев и лесосибирцев

В правительстве РФ подтвердили планы по организации енисейского угольного пути в Азию.

Вопрос организации перевозки угля в страны Юго-Восточной Азии по Енисею с использованием портов Красноярска и Лесосибирска могут вынести на общественные слушания. Об этом заявили в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ в ответ на обращение к ним Красноярской региональной общественной организации «Экологически чистый и свободный от коррупции край».

Министерство природных ресурсов РФ, понимая всю критичность экологической обстановки в Красноярске и Лесосибирске, пишет, что считает важным и обязательным согласовать с населением через процедуру общественных слушаний эту угольную инициативу», — прокомментировал ответ ведомства председатель организации Павел Гудовский.

Напомним, что о планах федеральных властей перевозить кемеровский уголь в страны ЮВА по Енисею и далее по Севморпути стало известно в феврале 2023. Грузить его на корабли собираются в Красноярском и Лесосибирском портах. Меж тем, как говорят в Енисейском речном пароходстве, которому эти порты и принадлежат, свободных мощностей для этого у них нет.

Также известно, что реализацию проекта планируют поручить некой московской компании «РечТрансЛогистик», принадлежащей двум красноярцам. Первая — пробная — партия должна составить порядка 30 000 тонн. Других деталей на сегодня незвестно. К тому же, в Минприроды РФ Гудовскому заявили, что никакой официальной информации об этой «угольной инициативе» ни они, ни их краевые коллеги не получали.

Деловой квартал, Красноярск

Сотрудники АО «СУЭК-Красноярск» включились в городской двухмесячник по благоустройству

Угольщики наводят порядок на территории перед административным зданием – по результатам районных конкурсов благоустройства ее неоднократно признавали одной из образцовых в Центральном районе Красноярска. Кроме того, уже много лет сотрудники СУЭК "шефствуют" над мемориалом воинам-интернационалистам на Поклонной горе.

В шахтерских городах и на предприятиях СУЭК в Красноярском крае субботники по погодным условиям перенесены на май. В акциях по благоустройству горняков поддерживают "серебряные" волонтеры – ветераны угледобывающих предприятий, и старшеклассники из трудовых отрядов Компании.

Вместе они проводят не только традиционные весенние субботники. В Бородино, например, трудотрядовцы в 2021 году выступили с инициативой ежемесячных "генеральных уборок" городских памятников, которую поддерживают до сих пор. Такое внимание к истории малой родины высоко оценено СУЭК – в 2022 году ребята стали победителями межрегионального конкурса волонтерских проектов "Траектория добрых дел", проводил который Фонд "СУЭК-РЕГИОНАМ". В этом же году молодежная команда СУЭК из Бородино вошла в число победителей краевой акции "Субботник 2.2". В Назарово добровольцы-угольщики, ветераны и отрядовцы ежегодно проводят уборку и обновляют пешеходные мосты в эко-парке "Березовая роща". В Шарыпово участники трудовых отрядов СУЭК при поддержке Компании и Фонда "СУЭК-РЕГИОНАМ" продвигают идею раздельного сбора бытовых отходов.

В Красноярском крае встал на модернизацию самый большой в отечественной угольной промышленности экскаватор

Речь идет о роторном экскаваторе-гиганте ЭРШРД-5250. Высота машины 51 метр – примерно как семнадцатиэтажный дом, весит он около 4 000 тонн, за час может добывать 4 500 тонн угля. Всего в России два таких экскаватора, и оба – на Березовском разрезе СУЭК в Шарыповском муниципальном округе Красноярского края.

Модернизацию в настоящий момент проходит ЭРШРД-5250 с порядковым номером 139/2. Одним из основных мероприятий на нем станет установка современной системы автоматической подачи смазочного материала. В год машина потребляет до 800 кг смазки, с новой системой ее количество будет составлять 450 кг. "Раньше во время технического обслуживания экипажу приходилось вручную дозировать смазку. Теперь на машине будет установлена автоматизированная система густой смазки, - рассказывает старший механик отдела главного механика филиала АО "СУЭК-Красноярск" "Разрез Березовский" Александр Шеин. - Удобство состоит в том, что смазочный материал будет поступать тогда, когда это необходимо, и дозироваться ровно в том количестве, которое выработал экскаватор".

Еще один плюс системы в том, что она оснащена компьютером-контроллером, с помощью которого горняки смогут отслеживать весь процесс подачи смазочного материала. Что в свою очередь положительно должно сказаться на надежности и долговечности работы важнейших узлов и механизмов экскаватора. Ранее такая система была установлена на "экскаваторе-близнеце" – ЭРШРД-5250 № 139/1, и отлично себя зарекомендовала.

Кампания по ремонту и модернизации техники на предприятиях СУЭК в Красноярском крае ведется круглогодично. Ее задачи – обеспечение высокого коэффициента готовности оборудования для обеспечения динамичных поставок угля для нужд энергетики региона и Сибири.

Пресс-ценр СУЭК

Руководитель «Приморскугля» и «Лучегорского угольного разреза» рассказал о планах развития предприятий

Модернизация приморских угледобывающих предприятий СУЭК, повышение заработной платы и улучшение условий труда – таковы основные темы, которые интересовали коллективы ООО «Приморскуголь» и АО «Лучегорский угольный разрез» в ходе прямой линии с генеральным директором Алексеем Самойленко. Встреча состоялась в онлайн режиме.

Открывая прямую линию, руководитель рассказал о достижениях приморских горняков за первый квартал текущего года. За первые три месяца план по добыче угля перевыполнен как в разрезоуправлении «Новошахтинское», так и на Лучегорском угольном разрезе. При этом РУ «Новошахтинское» планирует увеличить добычу с нынешних 3,5 до 5 млн тонн в год на разрезе «Павловский №2».

«Увеличение добычи вызвано растущей потребностью угля для Приморской ГРЭС. Оно будет поэтапным: в 2024 году планируем добыть 4 млн тонн, в 2025 году и далее по 5 млн тонн ежегодно. Мы разработали новую инвестиционную программу, сейчас она находится на утверждении в головном офисе СУЭК. Для выполнения увеличенных планов будет приобретено новое высокопроизводительное оборудование», - отметил Алексей Самлойленко.

Особое внимание руководство Сибирской угольной энергетической компании уделяет Лучегорскому угольному разрезу.
«Если говорить об активах СУЭК в Приморье, то Лучегорский угольный разрез является одним из лидеров по инвестициям среди всех предприятий, входящих в группу. В этой связи на нас возложена особая ответственность за выполнение всех планов по добыче и отгрузки угля, а также общего развития приморских угледобывающих предприятий. Мы получаем большое количество новой техники. Уже поставлено 8 автосамосвалов БелАЗ, они собраны и запущены в работу, два 150-тонных самосвала Sany. Среди поступившего оборудования также два бульдозера Shantui, автогрейдер СДМ-25, всего их придёт два. Поступает и вспомогательное оборудование», - подчеркнул руководитель.

Одним из основных вопросов, который традиционно интересует все рабочие коллективы, стало увеличение заработной платы. Алексей Самойленко сообщил, что оплата труда на предприятии растёт и будет увеличиваться в дальнейшем. В текущем году произошла индексация на 12%, были подняты оклады и часовые тарифные ставки. По итогам года также ожидается рост зарплат, связанный с повышением производительности труда. Кроме того, ежемесячно производятся дополнительные стимулирующие выплаты работникам горнотранспортных комплексов в зависимости от количества выполненных высокопроизводительных смен.

Вопросы коллективов касались и улучшения условий труда. Так, было отмечено, что на Лучегорском угольном разрезе активно решается проблема с жилищным обеспечением работников, привлекаемых на работу вахтовым методом – в планах утверждена постройка вахтового посёлка. В свою очередь, в разрезоуправлении «Новошахтинском» приступили к ремонту помещений под раздевалку и душевую в депо по ремонту подвижного состава для сотрудников Артёмовского ремонтно-монтажного управления. Окончание работ планируется на конец мая. После ремонта освободившиеся места будут переданы сотрудникам участка горных работ.

В завершении было отмечено, что ответы на все вопросы, которые не успели озвучить в ходе прямой линии, будут даны работникам в течение ближайших двух недель.

 

Пресс-Центр СУЭК

Корпоративный музей СУЭК пользуется рекордной посещаемостью

Более тысячи ста посетителей побывало в марте в музее Шахтерской славы Кольчугинского рудника. Это в два раза выше среднемесячных показателей.

Повышенный интерес к корпоративному музею СУЭК вызван несколькими факторами. В рамках традиционного творческого детско-юношеского профориентационного конкурса «СУЭК-Кузбасс»: наш СУЭК, наш Кузбасс!» одна из номинаций предусматривает проведение профориентационного или краеведческого мероприятия в музее с привлечением представителей, шефствующих над учебными заведениями предприятий. И сразу несколько школ реализовали свои креативные варианты использования музея. Например, учащиеся и родители гимназии №18 совместно с шахтоуправлением имени А.Д. Рубана провели игру по мотивам популярной телепередачи «Форт Боярд». За каждое пройденное «шахтерское» испытание гимназисты получали ключ с подсказкой. В завершение «старец Фура» задал вопрос, правильный ответ на который позволил попасть в сокровищницу, где хранится «золото» форта – рекордный Уголь!

Музей также стал центром проведения городского профориентационного мероприятия для старшеклассников, на котором ребята познакомились с многообразным миром шахтерских профессий. Школа №8 и лицей №4 организовали специальные экскурсии для подростков из группы риска.

Особенно большой поток посетителей пришелся на время весенних школьных каникул - ежедневно по три-четыре экскурсии для учащихся самого разного возраста. Также в музее побывали представители фирм, сотрудничающих с предприятиями компании «СУЭК-Кузбасс», съемочные группы ряда федеральных СМИ.

  • В этом году у музея Шахтерской славы Кольчугинского рудника юбилей – десять лет со дня открытия, - говорит заведующая музеем Елена Чикурова. – Мы рады, что интерес к музею у ленинск-кузнечан и гостей города не снижается. Общее число посетителей уже превысило сорок тысяч, среди них - представители более чем сорока стран мира почти со всех континентов. Стараемся разнообразить экспозицию, проводить нестандартные мероприятия. В честь юбилея планируем обновить фотовыставку в нашем конференц-зале. Будем продолжать знакомить наших гостей, особенно юное поколение, с историей рудника, которому в этом году исполняется уже 140 лет, и с главной профессией региона – шахтер.



Напомним, что музей Шахтерской славы Кольчугинского рудника, согласно рейтингу, входит в пятёрку лучших корпоративных музеев России. Он многократный лауреат Всероссийского конкурса «Корпоративный музей» в различных номинациях. Также музей признавался победителем Конкурса коммуникационных проектов «КонТЭКст» в номинации «Имиджевые коммуникации» и регионального этапа конкурса «МЕДИАТЭК» в номинации «Социальная инициатива». Был призером Всероссийского конкурса лучших практик работодателей в социогуманитарной сфере «Создавая будущее».

Резидент АЗРФ создаст на Таймыре акваторию для приема грузовых судов, выполняющих вывоз угля Сырадасайского месторождении

Объект будет построен в соответствии с утвержденным Правительством РФ планом развития Северного морского пути на период до 2035 года
Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проведение дноуглубительных работ в рамках строительства акватории грузового причала и канала морского угольного терминала Сырадасайского месторождения. Проектные отметки дна при строительстве объекта составят минус 16 м – для маневренно-операционной акватории причала, минус 16,2 м – для канала на выход груженых судов, что позволит заходить в порт «Енисей» крупным навалочным судам дедвейтом более 100 тысяч тонн. Строительные работы будут выполнены в рамках реализации проекта по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре резидента Арктической зоны России (АЗРФ) «Северная звезда» по соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Выполнить все работы по дноуглублению акватории грузового причала и канала на выход груженых судов планируется уже в навигацию 2023 года. Объект будет построен в соответствии с утвержденным Правительством России планом развития Северного морского пути на период до 2035 года. Застройщиком выступит ФГУП «Гидрографическое предприятие».
Напомним, что морской порт «Енисей» создаётся на берегу Карского моря и является одним из ключевых объектов проекта компании «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. В состав порта войдут грузовой причал, береговая зона и соединительная дамба, где будет установлена конвейерная линия и судопогрузочная машина. Площадь территории морского порта «Енисей» составит более 20 га. Также в комплекс войдут склады, где одновременно сможет храниться до 1 млн тонн готовой продукции.
«Развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему является одной из важнейших задач, поставленных президентом России и обозначенных в плане развития СМП. Планируется, что с 2026 года морской порт «Енисей» обеспечит дополнительную грузовую базу Северного морского пути в объеме более 5 млн тонн в год, - рассказал генеральный директор ООО «Северная звезда» Игорь Хафизов. – Отдельную благодарность выражаю экспертам Главгосэкспертизы России за высокий профессионализм в работе, поскольку только слаженными усилиями на каждом этапе можно максимально эффективно решить поставленные задачи и достигнуть планируемых объёмов грузопотока по СМП».
«Налоговые льготы и административные преференции режима АЗРФ дают возможность создавать в российской Арктике как малые и средние предприятия, так и крупномасштабные проекты, серьезно влияющие на развитие экономики страны. Один из таких проектов - освоение Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. Компания «Северная звезда» при поддержке государства вносит значительный вклад в повышение грузооборота по Северному морскому пути, создание инфраструктуры транспортного коридора», - сообщил заместитель директора департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ Владимир Гудков.
Он отметил, что на сегодняшний день с КРДВ подписано 580 соглашений об инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ. Резиденты фактически вложили в проекты 77 млрд рублей, создали свыше 6,5 тыс. рабочих мест. Для бизнеса на 5 лет обнулены налоги на имущество, землю и прибыль, 10 лет действует субсидирование 75% объема страховых взносов для вновь созданных рабочих мест, предусмотрены возможности получения земли и применения процедуры свободной таможенной зоны. КРДВ сопровождает деятельность резидентов от упаковки до запуска проекта, поддерживает в операционной деятельности, оказывает услуги и предоставляет полезные сервисы.
Напомним, проект компании «Северная звезда» реализуется при государственной поддержке со стороны Правительства Российской Федерации, Минвостокразвития России, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и Правительства Красноярского края, включен в перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации, имеет статус резидента АЗРФ, а также включен в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» и имеет статус регионального инвестиционного проекта (РИП).
Справка:
ООО «Северная звезда» (входит в холдинг AEON) реализует проект по освоению Сырадасайского месторождения угля, расположенного в 110 км юго-восточнее посёлка Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Ресурсы месторождения оцениваются в 5 млрд тонн. Проект включает в себя создание угольного разреза мощностью 5 млн тонн в год на первом этапе и 10 млн тонн в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры, в том числе морского угольного терминала, автодороги, вахтового посёлка, электростанции и других объектов.
К настоящему времени на месторождении завершено строительство вахтового посёлка на 600 человек, где создана вся необходимая для комфортного проживания работников инфраструктура, построена автодорога протяжённостью 52 километра от морского порта до угольного разреза, идёт подготовка к строительству двух теплоэлектростанций.
Проектная документация по разработке Сырадасайского угольного месторождения прошла Государственную экологическую экспертизу. В результате комплексной оценки определено, что реализация проекта не несет угрозу для экологической безопасности Арктической зоны.

РЖД предупредили о возможном снижении экспорта угля из Хакасии

ОАО "РЖД" предупреждает о возможном снижении экспорта угля из Хакасии из-за роста заявок угольных компаний на внутренний рынок вместо заявленных ранее экспортных объемов.

"Вывоз на восток угля из Хакасии на экспорт сдерживается выросшими объемами его же внутрироссийских перевозок: местные угольщики выиграли тендеры на поставку топлива для предприятий Бурятии. По правилам такой груз при приеме к перевозке имеет больший приоритет, поэтому занимает собой основной объем. А вот бурятский уголь - "где родился, там не пригодился" - и массово идет за рубеж, используя свободные мощности Транссиба восточнее Улан-Удэ", - сообщил телеграм-канал РЖД.

В компании отмечают проблемы с выгрузкой вагонов на Дальнем Востоке в портах Посьет и Ванино.

"Чтобы дать им возможность справиться с прибывающими вагонами и не забивать все подъездные пути под завязку, с начала месяца ввели 5 ограничений на отправку грузов. Из-за этого суммарно потеряли в погрузке туда 221 тысячу тонн", - сообщает компания.

На юге перебои отмечались в портах Темрюк, Кавказ и Новороссийск, в марте было введено 17 конвенций, недогружено 193 тысячи тонн.

"Не всегда можем в полной мере использовать провозную способность БАМа. Магистральные локомотивы слишком долго простаивают в депо у сервисных компаний, из-за чего происходят досадные сбои в доставке", - подчеркивают в РЖД.

Москва. INTERFAX.RU -

Железные дороги меняют время на деньги

Расширение БАМа предложено компенсировать тарифом для порта Ванино

ОАО РЖД рассчитало, что для завершения в срок предусмотренных во втором этапе программы модернизации БАМа и Транссиба работ на участке Комсомольск—Ванино компании нужно с 2024 года на три года повысить тариф для грузоотправителей на Ванино-Совгаванский узел на 15%. Общий рост должен составить 28%, но часть его будет профинансирована за счет кредитов. Прецедентов введения такого инвесттарифа на железной дороге пока не было, и аналитики сомневаются, что грузоотправители согласятся без получения взамен приоритетного права на проезд по инфраструктуре, который по закону дать нельзя.

ОАО РЖД определилось, какой инвестиционный тариф намерено взять с грузоотправителей, отгружающих на Ванино-Совгаванский узел, если монополия будет поставлена перед необходимостью ввести 14 объектов второй очереди БАМа в срок.

“Ъ” уже сообщал о предложенной ОАО РЖД корректировке, предполагающей перенос ввода 14 объектов на участке Комсомольск—Ванино с 2024 на 2025 год (см. “Ъ” от 12 декабря 2022 года и от 23 января). В результате номинальная провозная способность участка снизится на 24 млн тонн (в ОАО РЖД уточняют, что фактически лишь на 8,6 млн тонн), и этот грузопоток предлагали переориентировать на погранпереход Нижнеленинское—Тунцзян и порты Транссиба. При этом не все ведомства были согласны на перенос. В результате правительство поручило Минтрансу, Минстрою и ОАО РЖД дополнительно его рассмотреть, а если окажется, что перенос невозможен, обдумать возможность введения инвесттарифа для грузоотправителей на Ванино, чтобы профинансировать проведение работ в ранее запланированный срок (см. “Ъ” от 9 марта).

Как сообщается в письме первого заместителя гендиректора ОАО РЖД Вадима Михайлова в профильные ведомства в ответ на поручение, вариант максимального приближения сроков ввода этих объектов, проработанный ОАО РЖД, предполагает открытие рабочего движения в 2024 году по 13 объектам и в 2025-м — по наиболее сложному объекту «второй главный путь на перегоне Чепсары—Монгохто и реконструкция нечетной горловины станции Ландыши».

Расчеты инвесттарифа показали, что для формирования источников инвестиций с 2024 года тариф на перевозки угля в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла на три года начиная с 2024 года нужно увеличить на 28%.

«С учетом привлечения кредитных ресурсов потребное увеличение тарифов на перевозки угля составит около 15%»,— говорится в письме.

В ОАО РЖД отказались от комментариев. «Чтобы форсировать увеличение провозной способности участка Комсомольск-на-Амуре—Ванино, прорабатывается возможность установления инвестиционного тарифа, который будет относиться только к перевозкам по этому участку,— говорит источник, близкий к компании.— Это видится справедливым, учитывая достаточно узкий круг основных интересантов проекта». Такая мера позволит не возлагать дополнительную тарифную нагрузку на других грузоотправителей, добавляет он. Угольные компании, работающие через Ванино, от комментариев отказались или не ответили на запрос “Ъ”.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров не припоминает прецедентов такого тарифообразования для отдельных грузоотправителей.

По его мнению, решение повысить тариф на всех участках, в том числе на существующей инфраструктуре, для угля на Ванино противоречит логике. Более логично было бы брать инвесттариф для дополнительной грузовой базы, рассчитанной на пользование строящимися участками. Но это ставит вопрос о необходимости гарантий провоза этих грузов в обмен на инвесттариф, что приводит к необходимости введения приоритета для них, а он на железной дороге не допускается. Господин Бурмистров также сомневается, что существует нормативная база, позволяющая ОАО РЖД ввести подобный инвесттариф.

Как сроки сдачи морских терминалов адаптируются к новым транспортным реалиям
Прежде уже предпринимались попытки точечно профинансировать расширение инфраструктуры на БАМе и Транссибе за счет отдельных грузоотправителей, однако все упиралось в дискуссию о приоритете. Так, в 2018 году Дмитрий Босов предлагал построить Северомуйский тоннель-2 на БАМе за свои средства, но взамен просил для «Сибантрацита» приоритетное право пользования этой инфраструктурой (подробнее см. “Ъ” от 15 июля 2019 года). Переговоры успехом не увенчались. В 2021 году «Эльгауголь», обсуждая строительство дороги необщего пользования до Охотского моря, был готов сам проинвестировать этот проект, но просил у ОАО РЖД приоритетный доступ к инфраструктуре на пять лет ее строительства, и ведомства и регионы воспротивились этому (см. “Ъ” от 24 и 30 августа 2021 года).

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин, Газета Коммерсант

С опорой на свои силы

В ближайших планах СУЭК - рекордные инвестиции

Сибирская угольная энергетическая компания сейчас дает четверть всей годовой добычи угля в России.

По итогам 2022 года компания в очередной раз подтвердила статус одной из ключевых в экономике Сибири по целому ряду показателей: доле в топливно-энергетическом комплексе, налоговым отчислениям в бюджеты всех уровне, количеству рабочих мест.

Сибирская угольная энергетическая компания сейчас дает четверть всей годовой добычи угля в России. Также это один из основных производителей тепла и электроэнергии. В прошлом году в регионах СФО доля угольной генерации выросла почти на 14 процентов-маловодье привело к снижению выработки на ГЭС. Угольщики СУЭК оказались готовы к этому вызову и увеличили добычу, показав в Красноярском крае исторический рекорд-свыше 34 миллионов тонн твердого топлива.

Не будет преувеличением сказать, что от СУЭК зависит энергобезопасность региона. Ведь именно она обеспечивает топливом все ключевые региональные ТЭЦ и ГРЭС, основные объекты жилищно-коммунального хозяйства. В условиях сибирского климата их бесперебойная работа-вопрос жизненно важный.

  • Компания вносит существенный вклад в развитие угольной промышленности. Наибольший удельный вес по добыче угля на территории Красноярского края, составляющий 68,9 процента, занимают разрез "Бородинский имени М.И. Щадова", разрез "Березовский" и разрез "Назаровский". Прошлый год стал для красноярских предприятий СУЭК очень успешным. Они достигли максимальных за последние десятилетия объемов добычи, добыв почти на 40 процентов больше, чем в 2021 году, - заявил "РГ" министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Александр Ананьев.


В этом году, кстати, региональные предприятия СУЭК продолжают демонстрировать высокие темпы работ. На текущий момент они суммарно добыли свыше 5 миллионов тонн угля. Это примерно на 15 процентов больше аналогичного периода 2022 года.
СУЭК является одним из ключевых участников КИП "Енисейская Сибирь". Это, напомним, суперпроект, который объединяет Красноярский край, Туву и Хакасию. Десятки инвестиционных бизнес-планов во всех ведущих отраслях, совокупные запланированные вложения в которые превышают два триллиона рублей.

Планы угольщиков масштабно представлены в Хакасии. Это, в частности, проект дальнейшего развития обогатительной фабрики, а также повышение объемов добычи угля на разрезе "Черногорский".

В Красноярском крае на этот год у СУЭК серьезные планы по капиталовложениям. Они запланированы на уровне 4 миллиардов рублей. Основных инвестиционных направлений два: модернизация производства и экология.

Компании удалось значительно продвинуться в вопросах технологической безопасности. В прошлом году СУЭК столкнулась с дефицитом некоторых комплектующих из-за рубежа. Но у нее есть собственные ремонтные подразделения, объединенные в 2022 году в единую сервисную компанию. Теперь угольщики могут сами себя обеспечивать дефицитными деталями. Более того, выполнять заказы для прочих заинтересованных структур.

Андрей Федоров, генеральный директор АО "СУЭК-Красноярск":

  • Мы ведем масштабное строительство современных сооружений для очистки карьерных вод. Высокотехнологичный очистной комплекс замкнутого цикла уже построен на Березовском разрезе. На очереди-Бородинский и Назаровский. Среди других крупных проектов-продолжение реконструкции горных работ на Бородинском разрезе, повышение эффективности комплекса глубокой переработки угля на Березовском разрезе. Наши предприятия продолжают стабильно обеспечивать электростанции, ТЭЦ и объекты жилищно-коммунального хозяйства топливом. Объемы добычи и отгрузки угля остаются стабильно высокими.

Прямая речь

Максим Басов, генеральный директор АО "СУЭК":

  • У СУЭК накоплен колоссальный запас мощности, а продуманная стратегия и управление позволяют нам быть готовыми к любым рыночным поворотам. В предыдущие годы и сейчас эти процессы активно продолжаются. Компания модернизировала добывающие, перерабатывающие и логистические мощности, а действующая программа по развитию сервисных и вспомогательных подразделений дает уверенность в том, что наши предприятия будут обеспечены оборудованием и запчастями. Даже более того, смогут поставлять их и внешним клиентам.


Справка
В 2022 году СУЭК заняла 39-ю строчку в списке лучших работодателей России среди крупнейших компаний. По сравнению с 2021 годом компания смогла улучшить свои результаты на 12 позиций. А в отрасли "Энергетика, добыча и переработка сырья" СУЭК входит в топ-3 лучших работодателей.

Источник: Российская газета

РЖД предлагает построить новый трансграничный переход для увеличения экспорта угля

Новой точкой, где железнодорожные составы с углём могли бы пересекать границу, в РДЖ называют 150-километровый участок границы в Республике Алтай. Для этого необходимо проложить ветку от станции Абаза в Хакасии до китайского города Алтай. Такое предложение внёс на Красноярском экономическом форуме замначальника КрасЖД Лев Ткачёв.

Это потребует строительства 1 130 километров путей по горной местности, новых мостов и тоннелей, однако затраты вполне могут окупиться, ведь по железной дороге напрямую в Китай можно будет отправлять до 40 млн тонн грузов дополнительно. Это четверть всего нынешнего грузооборота.

Что бы сейчас ни говорили об увеличении мощностей Восточного полигона к 2030 году, железная дорога без новых трансграничных переходов не сможет обеспечить экспорт угля на Восток, считает Лев Ткачёв.

«На сегодня у нас предельный объём грузоперевозок — 180 млн тонн, к 2030 году будет 210–215 млн тонн. На эти объёмы уже сейчас и у Кузбасса, и у СУЭКа выработка есть. То есть мы, даже когда доведём до ума весь Восточный полигон, больше не повезём. Нужны другие трансграничные переходы».
Также частично разгрузить железную дорогу, но при этом сохранить объёмы экспорта угля помогли бы речные перевозки. Станции Абакан и Лесосибирск могли бы стать базами для погрузки угля на суда. По Северному морскому пути они могли бы вывозить из России 80 млн тонн даже с учётом ограниченного периода навигации.

Все эти предложения рекомендовано внести в стратегии развития регионов.

Енисейское речное пароходство заявило об отсутствии мощностей для экспорта угля

Енисейское речное пароходство не готово к масштабным перевозкам угля. У компании нет никаких договоренностей о перевалке дополнительных объемов через порты в Лесосибирске, Красноярске и Дудинке. Так же, как и свободного флота.
Ранее с предложением использовать Енисей для перевозки угля до Севморпути выступил Минтранс РФ. Такой вариант стал бы альтернативой Транссибу и БАМу, которые уже перегружены. Однако в ЕРП указывают на то, что воплотить этот проект в жизнь в ближайшее время вряд ли удастся по объективным причинам.

Енисейское пароходство - единственный крупный перевозчик на реке. В прошлом году красноярские речники перевезли 3,7 миллиона тонн грузов. Флот ЕРП уже задействован полностью. Гипотетический экспорт угля - это еще миллионы тонн в год. Перевозить их не на чем. Строительство новых судов и барж займет годы.

"Производственный план на 2023 год предполагает полную загрузку мощностей, так как продолжается активное строительство ключевых проектов "Норникеля": Серный проект, строительство третьей линии Талнахской обогатительной фабрики. Разворачивается программа реновации Норильска, сохраняются обязательства по доставке грузов для жизнеобеспечения городов и поселков Таймыра (социальные грузы и грузы в рамках Северного завоза). Кроме того, логистические предприятия "Норникеля" выполняют партнерские обязательства по поддержке других недропользователей на Таймыре, реализующих стратегически важные для страны проекты - "Восток Ойл", ЧГРК", - заявили в пресс-службе пароходства.

РГ 

РБК узнал о планах властей повысить штрафы при перевозке грузов по железной дороге

Власти планируют повысить в пять раз штрафы для бизнеса и перевозчиков за раздутые заявки на транспортировку грузов по железной дороге, узнал РБК. РЖД недоволен, что компании запрашивают на всякий случай избыточные мощности, которые потом полностью не используют, а штрафы за это не менялись около 20 лет. В деловой среде считают, что РЖД лишь маскирует нехватку магистральных локомотивов и другие проблемы.


Власти готовятся в пять раз повысить штрафы за невыполнение грузоотправителями и перевозчиками заявок, поданных в РЖД на перевозку грузов, написал РБК со ссылкой на письма директора департамента транспорта правительства Анатолия Мещерякова и замглавы Минтранса Валентина Иванова в Минэкономразвития, Минфин, Минэнерго, Минпромторг, Минюст и Федеральную антимонопольную службу. Подлинность писем подтвердили два источника РБК в транспортных компаниях. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подготовил соответствующий законопроект, сообщил РБК.
Для перевозки грузов отправители и транспортные компании договариваются с оператором железных дорог — РЖД: подают заявки, в которых указано количество вагонов и тонн груза, станции назначения и другие сведения. Сейчас грузоотправители нередко завышают заявки, создавая для себя резервы, и РЖД из-за этого неверно распределяет пропускные и перерабатывающие возможности железных дорог, что осложняет работу и ущемляет интересы добросовестных грузоотправителей, заявил РБК представитель РЖД. Штрафы при этом не менялись почти 20 лет и поставляют 10 рублей за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 рублей за непогруженный контейнер, отметил РБК со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту. Накопленная инфляция за это время превышает 500%, поэтому и штрафы предлагается повысить в пять раз.
Законопроект касается архаичности отраслевого законодательства, в котором нет нормативных сроков приема груза к перевозке, что позволяет РЖД маскировать проблему нехватки магистральных локомотивов и узких мест в инфраструктуре, в первую очередь в направлении Дальнего Востока, заявил РБК источник в крупном железнодорожном операторе. Повышение штрафов создаст предпосылки для рисков злоупотреблений РЖД, занимающим монопольное положение, так как процесс принятия груза к перевозке сейчас не регламентирован по времени, сообщил РБК представитель крупного железнодорожного оператора «Нефтетранссервис».
Минфин «концептуально» поддерживает повышение штрафов, заявил РБК представитель министерства. Минтранс и Минпромторг отказались от комментариев. Минтранс предложил повышать штрафы не столь сильно, как предлагается, рассказал автор законопроекта Андрей Кутепов.
В 2022 году из-за санкций против России многие грузоотправители переориентировали потоки с Запада на Восток. По итогам года объем железнодорожных перевозок на восток впервые в истории превысил перевозки на запад, заявил глава РЖД Олег Белозеров на встрече с Владимиром Путиным 6 февраля.

 

РБК

Ринат Таиров
Редакция Forbes

Угледобывающие предприятия СУЭК в Красноярском крае наращивают темпы вскрышных работ

Угледобывающие предприятия «Сибирской угольной энергетической компании» в Красноярском крае наращивают темпы вскрышных работ.
Самое значительное перевыполнение плана по добыче угля среди предприятий СУЭК в Красноярском крае обеспечил в 2022 году Березовский разрез — 7,7 млн тонн, почти на 70 % больше плановых показателей. С начала 2023 года коллектив предприятия не сбавляет темп, что требует создания дополнительных резервов вскрытого угля для добычи.

«Для выполнения этих задач на предприятии введена в работу дополнительная техника», — уточняет заместитель главного инженера по горным работам филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Березовский» Александр Носов. Два новых автомобиля БелАЗ-75589 грузоподъемностью 90 тонн поступили на разрез по инвестиционной программе СУЭК. Одна такая машина до конца года сможет вывезти в отвалы 750 тысяч м3 горной массы.

Также на вскрышных работах продолжают трудиться автосамосвалы KOMATSU грузоподъемностью 90 тонн. Кроме того, на вскрыше в круглосуточном режиме задействован дополнительный вскрышной экскаватор ЭКГ-10 № 296, ранее находившийся в резерве. Вся техника, введенная в строй, укомплектована персоналом — водителями, машинистами и помощниками машинистов экскаваторов, всего на разрез принято около 20 человек.

Задача нарастить объемы вскрышных работ стоит перед всеми предприятиями СУЭК в Красноярском крае — а кроме Березовского разреза это Бородинский и Назаровский разрезы. В 2022 году они добыли более 34 млн тонн угля, что стало наивысшим показателем за последние десятилетия.

 

Newslab . ru 

В РЖД заявили о решении проблем с экспортом угля

Практически все российские угольные компании, особенно крупные, смогли найти новых потребителей за рубежом и договорились с клиентами о стоимости доставки своей продукции. Об этом заявил на брифинге в среду, 25 января, заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило, передает корреспондент РБК. По словам топ-менеджера, угольщики смогли решить логистические сложности, связанные с поиском судов и выбором оптимальных точек поставок своей продукции.

В результате с конца 2022 года в российские порты на северо-западе активно «поехал» уголь. «Это тенденция сохраняется в январе 2023 года: перевозки российского угля в северо-западные порты в этом месяце выросли на 32,9% к январю 2022 года. Рост погрузки угля в направлении северо-запада связан с большой работой, которую провели угольщики, они реально большие молодцы», — сказал Шило. По данным монополии, сейчас перевалочные мощности всех портов в регионе полностью загружены под отправку угля. «Исходя из роста объемов погрузки угля на сети РЖД в адрес северо-запада, мы точно можем сказать, что поддержка в виде дополнительных скидок на перевозку угольным компаниям с нашей стороны не требуется», — отметил топ-менеджер.

Устойчивый тренд на увеличение погрузки угля в начале 2023 года на северо-западном направлении действительно есть, соглашается представитель Национальной транспортной компании («дочка» крупнейшего угольного производителя СУЭК; управляет Мурманским морским торговым портом). «Все грузы в направлении порта доходят в срок, РЖД максимально подключаются к решению любых текущих вопросов», — утверждает он. Так, выгрузка угля на 24 января составила 528 вагонов в сутки, что на 30% больше, чем в январе 2022 года. При этом мощности порта пока не загружены на 100%, замечает представитель компании. «Надеемся, что перевалка в Мурманском порту в течение года будет расти по отношению к 2022 году и совместно с РЖД нам удастся сохранить возрастающие темпы отгрузки», — добавляет он.

«Действительно, порты Северо-Запада загружены практически на уровне их перерабатывающей способности, готовы принимать и больше угля», — говорит руководитель пресс-службы ЭЛСИ (объединяет компании «Эльга Уголь» и «Сибантрацит») Анастасия Харитонова. Сложившийся грузопоток в порты Северо-Запада — вынужденная мера угольщиков, лишенных возможности везти свой материал в достаточном объеме через порты Дальнего Востока и юга России, поясняет она. Большинству угольных компаний приходится везти свою продукцию в адрес потребителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через порты Северо-Запада. Такая логистика обнуляет рентабельность продаж угля, но позволяет не остановить добычу, не увольнять огромные рабочие коллективы и не закрывать предприятия, утверждает Харитонова. По ее словам, угольные компании «максимально быстро» своими силами решили проблемы, связанные с санкционными действиями в логистике, трейдинге и в системах взаиморасчетов. РБК обратился за комментарием к представителям портов на Северо-Западе и направил запросы в пресс-службы других крупнейших производителей угля — СУЭК, «Кузбассразрезугля», «Русского угля», «Распадской», «СДС-Угля» и «Мечела».

В ответ на проведение военной операции на Украине Евросоюз с 10 августа 2022 года полностью прекратил закупку российского угля. После этого производители столкнулись со сложностями при экспорте из-за отказа европейских страховщиков работать с ними по всему миру, говорил РБК заместитель министра энергетики Сергей Мочальников. «Вышло разъяснение, которое запрещает европейским компаниям страховать, перестраховывать суда с российским углем, которые двигаются в любом направлении, не только в Европу — это серьезно сказывается [на экспорте]», — отмечал чиновник.

Осенью 2022 года на проблемы с вывозом угля на экспорт премьер-министру Михаилу Мишустину жаловался губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. По состоянию на 14 октября в Кузбассе простаивало 12 тыс. вагонов, в которых находится более 800 тыс. т угля, отмечал губернатор.

РБК

На Березовском разрезе СУЭК совершенствуют исследования качества продукции

В испытательную лабораторию угледобывающего предприятия по инвестиционной программе СУЭК поступило новое оборудование – прибор для измерения удельной поверхности коксовой мелочи СОРБИ-М.

"Прибор российского производства. Он удобен в эксплуатации, позволяет всего за 15-20 минут получить точные и надежные измерения по заданным параметрам, работает "в связке" с персональным компьютером, оснащен современным программным обеспечением, которое выводит измерения на экран в режиме реального времени", - поясняет заведующая испытательной лабораторией Березовского разреза Мария Бикмеева. Всего за последние годы в лабораторию, одну из передовых в СУЭК, поступили семь единиц нового оборудования, и ее оснащение продолжается. Кроме освоения современных приборов лаборанты каждый год участвуют в межлабораторных сравнительных испытаниях, подтверждая свою высокую квалификацию в ФГУП "ВНИИ имени Д.И. Менделеева" из Санкт-Петербурга.

Коксовая мелочь, для измерения качества которой предназначен новый прибор СОРБИ-М, напомним, – один из видов продукции, выпускаемый инновационным комплексом глубокой переработки угля, введенном на Березовском разрезе в 2020 году. Также из коксовой мелочи комплекс изготавливает сорбент для нефтехимии, брикеты для металлургии и бездымное топливо для бытовых нужд.

СУЭК 

СУЭК-Кузбасс ввел на шахте им. Рубана лаву с запасами 4,1 млн т угля

АО "СУЭК-Кузбасс" ввело в эксплуатацию на шахте им. Рубана лаву с запасами 4,1 млн тонн угля энергетической марки Д, сообщает пресс-служба компании.
Вынимаемая мощность пласта Полысаевский-2 составляет 4,8 метра. Планируемая среднемесячная нагрузка на забой - 400 тыс. тонн угля.

"Очистной забой оборудован 175 секциями крепи. В лавный комплект также вошли мощный конвейер и высокопроизводительный очистной комбайн. Все оборудование использовалось при отработке предыдущей лавы на участке "Благодатный Глубокий". Вместе с тем, был произведен частичный ремонт секций крепи", - отмечается в сообщении.

В "СУЭК" входят 25 шахт и разрезов, 10 обогатительных фабрик и установок, 27 ТЭС, терминал в порту Ванино (Хабаровский край), "Мурманский морской торговый порт" (MOEX: MSCP).

ИНТЕРФАКС 

34 года на благо людям

«Разрез Тугнуйский», крупнейшее промышленное предприятие на территории Республики Бурятия, отмечает свое 34-летие.

Свою историю «Разрез Тугнуйский» начинает с приказа № 17 Минуглепрома СССР от 24.01.1989 г., определившего статус строящегося разреза как действующего промышленного объекта.

Самые лучшие специалисты, собранные в 80-х годах по всему Советскому Союзу, поднимали разрез и строили шахтерский поселок Саган-Нур. В середине марта 1989 г. была отгружена первая тонна угля потребителям. За первый год работы коллектив разреза добыл 950 тысяч тонн угля.

За эти годы пройден огромный путь, от основания в 80-х годах, кризиса в 90-х, модернизации и технического перевооружения в 00-х, впечатляющих достижений в 10-х, и реалий сегодняшнего дня - одного из крупнейших угледобывающих предприятий Российской Федерации по добыче каменного угля, оснащенного высокопроизводительной техникой и новейшими технологиями отработки месторождения.

Нынешнее поколение угольщиков продолжает славные традиции первооткрывателей. На сегодняшний день горняки Тугнуя добыли 233 429 тыс. тонн угля с начала эксплуатации разреза. Сейчас на угледобывающих предприятиях Тугнуя трудится более 2,5 тысяч человек, это квалифицированные специалисты, готовые работать с полной самоотдачей, для которых, «Разрез Тугнуйский» является крепкой опорой, гарантом стабильности и благополучия.

«34 года – немалый срок для горнодобывающего предприятия, но «Разрез Тугнуйский» молод, энергичен и полон сил, ведь за время своей недолгой жизни он ни на миг не приостанавливал свое развитие, создал мощный фундамент для дальнейшей стабильной работы и реализации самых смелых проектов!» - говорит технический директор АО «Разрез Тугнуйский» Красиков Валерий Дмитриевич.

СУЭК – 24 января 2023 года

Назаровский разрез с морозами справился!

Аномально низкие температуры в минувшие выходные не изменили график работы назаровских угольщиков, отгрузка угля потребителям велась по установленному графику.

К работе в таких экстремальных условиях Назаровский разрез готовился заблаговременно. «Морозами назаровских горняков не испугаешь. Конечно, на производственном процессе сложные погодные условия отражаются. Заранее мобилизуем силы, готовим технику. Персонал компетентно и внимательно обслуживает механизмы, чтобы не допустить поломок и простоев. Необходимые мероприятия были выполнены в полном объеме, что позволило пройти этот этап с минимальными потерями», - рассказал Александр Пасечник, главный механик Назаровского разреза.

Для горного оборудования при работе в экстремально низких температурах разработан специальный регламент эксплуатации техники. Особое внимание уделяется системам обогрева и смазке деталей горной и вспомогательной техники. Отгрузка угля в морозы Назаровской ГРЭС, основному потребителю Назаровского разреза, ведется без сбоев, с соблюдением плановых показателей. Добавим, что на сегодняшний день предприятие добыло около 280 тысяч тонн угля, на 10 % больше, чем за такой же период 2022 года.

Назарово-Онлайн 

СУЭК в 2023г вложит рекордные 4 млрд руб. в свои красноярские предприятия

Красноярские предприятия АО "Сибирская угольная энергетическая компания" ("СУЭК") в 2023 году реализуют рекордную инвестиционную программу объемом 4 млрд рублей, сообщает пресс-служба компании.
Со ссылкой на гендиректора АО "СУЭК-Красноярск" Андрея Федорова сообщается, что основными направлениями инвестпрограммы станут модернизация техники и реализация экологических проектов.

В частности, планируется продолжить строительство современных сооружений очистки карьерных вод на разрезах компании. В настоящее время на Березовском разрезе построен высокотехнологичный очистной комплекс замкнутого цикла, на очереди - Бородинский и Назаровский разрезы.

Среди других крупных проектов "СУЭК-Красноярск" - продолжение реконструкции горных работ на Бородинском разрезе, модернизация Бородинского погрузочно-транспортного управления, а также закупка нового основного горного оборудования.

В "СУЭК" входят 30 угледобывающих предприятий, 7 обогатительных фабрик и установок, терминал в порту Ванино (Хабаровский край), "Мурманскийморской торговый порт", ремонтно-механические заводы в 8 регионах России, а также "Сибирская генерирующая компания".

В Красноярском крае "СУЭК" принадлежат три угольных разреза - "Бородинский", "Назаровский" и "Березовский". Их управлением занимается АО "СУЭК-Красноярск".

 

ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ

Предприятия СУЭК обеспечивают стабильные поставки топлива в период праздников и морозов

СУЭК – Около 1,3 млн тонн угля отгрузили красноярские предприятия СУЭК потребителям с начала 2023 года. Круглосуточную трудовую вахту угольщики несли на протяжении всех новогодних каникул, включая ночь с 31 декабря на 1 января. Отгрузка на предприятиях ведется непрерывно, без сбоев, что позволяет сохранять тепло в квартирах красноярцев даже в период максимального снижения температур.

Уже с первых дней нового года красноярские предприятия СУЭК работают с результатами на 20 % выше, чем в такой же период 2022 года. "Таким образом мы сохраняем высокие темпы производства, взятые во втором полугодии 2022-го. По итогам года мы добыли 34,2 млн тонн угля. Это даже больше, чем мы прогнозировали. И на 37 % больше, чем в 2021 году. План на 2023-й – 32 млн тонн, и минувший год показал – нам такие задачи по силам", - прокомментировал генеральный директор АО "СУЭК-Красноярск" Андрей Федоров. Но самое главное, подчеркнул он, энергетикам и угольщикам СУЭК в условиях сокращения выработки энергии гидростанциями удалось сохранить энергетический баланс, обеспечить возросшие поставки топлива на станции угольной генерации.

В Красноярском крае в составе СУЭК работают три крупнейших угольных разреза – Бородинский, Назаровский и Березовский, а также предприятия логистики, сервисного и ремонтного обслуживания техники. Количество сотрудников, занятых на предприятиях СУЭК в регионе, – свыше 5 тысяч человек. Красноярские разрезы поставляют уголь как в энергосистему края, частный сектор, так и в соседние регионы – Хакасию, Новосибирскую область, Алтайский край, а также в адрес предприятий ЖКХ Дальнего Востока.