Вагонные поставки бурого угля

Новости

Объем перевозок угля СУЭК на Восточном полигоне за 10 месяцев вырос на 14,5%

Объем перевозок угля СУЭК на Восточном полигоне за 10 месяцев вырос на 14,5%
При этом общий объем отгрузки угля увеличился на 1%
Объем перевозок угля СУЭК на Восточном полигоне за январь - октябрь 2023 года вырос на 14,5%, сообщил директор компании по логистике Денис Рахимжанов на полях Транспортной недели. При этом общий объем отгрузки угля увеличился на 1%, до 69,1 млн тонн.

"По итогам 10 месяцев [общий объем отгрузки находится] почти на уровне прошлого года, по Восточному полигону - рост компании на 14,5%", - сказал он. Из презентации топ-менеджера следует, что общий прирост отгрузки угля за 10 месяцев составил 1% (+911 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, отгрузка выросла до 69,1 млн тонн. При этом основное снижение отгрузок продукции пришлось на предприятия СУЭК в Хакасии (-5% по сравнению с 2022 годом, до 9,5 млн тонн) и Кузбассе (-10%, до 18,23 млн тонн).

В июне бывший генеральный директор компании Максим Басов (покинул пост главы СУЭК в июле - прим. ТАСС) сообщал, что СУЭК рассчитывает сохранить объемы производства и экспорта угля на уровне 2022 года. По его словам, компания сокращала производство в Хакасии и Кузбассе из-за логистических проблем, но в других регионах, которые находятся рядом с портами востока России и в Китае, спрос на уголь продолжал расти.

По данным компании, в 2022 году СУЭК произвел 113,9 млн тонн угля.

МОСКВА /ТАСС/.

Две железные дороги планируют построить из Сибири в Китай в ближайшие годы

Две железные дороги планируют построить из Сибири в Китай в ближайшие годы. Проекты входят в стратегию развития СФО

Правительство РФ включило в стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа (СФО) до 2035 года строительство двух железнодорожных коридоров в КНР: из Кемеровской области и с юга Красноярского края.

Так, первым коридором станет Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб). Обоснование инвестиций в проект по ее строительству специалисты должны подготовить к 2025 году. Ответственными исполнителями назначены власти регионов, по территории которых пойдут железнодорожные пути, Минтранс России, Минэкономразвития РФ и РЖД.

Севсиб, согласно документу, должен пройти от Нижневартовска (ХМАО) до Белого Яра (Томская область), а также от Таштагола (Кемеровская область) до Урумчи (Китай). Таким образом, под Севсибом теперь подразумевается транспортный коридор от побережья Северного Ледовитого океана до столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе КНР: он должен пройти через ХМАО, Томскую область и Кемеровскую область.

Стоит отметить, что изначально Севсиб планировали пустить по другому маршруту — из ХМАО через Белый Яр, Лесосибирск, Карабулу (Красноярский край) и Усть-Илимск (Иркутская область) к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Проект был подготовлен еще в советское время, впоследствии от него отказались.

Второй железнодорожный коридор должен пройти через Туву: по линии Курагино-Кызыл, далее — на юг, до границы РФ и Монголии и через погранпереход Цаган-Толгой – Арс-Сурь. Уже в Монголии коридор плангируют разделить на две линии. Так называемый "северный" маршрут, согласно проекту, идет на город Эрденет, примыкает к существующей Трансмонгольской железной дороге, которая через Улан-Батор и Замын-Уудэ выходит в Китай в город Эрлянь (Эрен-Хото). Оттуда есть прямой выход на Пекин и Тяньцзинь. "Западный" маршрут предполагает строительство линии от Арс-Сури через монгольский город Кобдо (Ховд) и китайский город Такешкен (Такэшэкэнь) до Урумчи. Предложения по второму коридору власти РФ ждут от правительств Красноярского края и Республики Тува, а также Минтранса, Минэкономразвития, МИДа РФ и РЖД уже в 2024 году.

Как сообщалось, в начале октября президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ вместе с властями Кузбасса, Российской академией наук (РАН) и РЖД подготовить к 1 марта 2024 года доклад о возможном строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Об этом говорилось в опубликованном на сайте Кремля перечне распоряжений главы государства по итогам совещания с членами кабмина, состоявшегося 16 августа.

Помощник президента РФ Игорь Левитин позднее уточнил журналистам, что строительство Северо-Сибирской железной дороги позволит перераспределить нагрузку на Восточном полигоне. Он также сообщил о планах соединить с помощью этой железной дороги Транссибирскую магистраль с Северным морским путем.

"У нас выстраивается Северный морской путь, уже количества ледоколов не хватает — мы сегодня перевозим 35 млн тонн, а задача стоит — 80 млн тонн, и мы видим, что очень дорого нам стоит прибавка 1 млн тонн на Восточном полигоне. Речь идет о том, чтобы выводить железнодорожные пути, подводить их к Северному морскому пути", — сказал он.

По его словам, исследования, которые проведет Российская академия наук, должны выявить дополнительную грузовую базу для этой дороги, "чтобы связать Транссибирскую магистраль с Северным морским путем".

Восточный полигон РЖД расположен в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, проходит через 14 регионов и обеспечивает железнодорожный транзит для всей России. В настоящее время РЖД реализуют комплексный проект реконструкции полигона с целью расширения железных дорог Забайкалья и Дальнего Востока для обеспечения дополнительного объема грузоперевозок.

 

Также о планах по строительству железной дороги из Сибири в Китай сообщал заместитель губернатора Кемеровской области по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов. Так, по его словам, проводится трассировка железной дороги от порта Ямбург до города Урумчи в Китае через Томск и Кемерово.

"Строительство железнодорожного хода от порта Ямбург до города Урумчи через Томск и Кемерово образует пересечение транспортных потоков, так называемый "железнодорожный крест". Это позволит использовать российскую территорию как уникальный ресурс между Восточной Азией и Европой, а комбинированный сухопутный и морской маршрут сократит время пути", — написал он в своем телеграм-канале 6 октября.

Также, по словам чиновника, транспортный коридор через территорию Западной Сибири в Китай имеет важное конкурентное преимущество. Он позволяет организовать движение напрямую, не пересекая границы соседних государств Монголии и Казахстана.

Впервые о создании трансграничных железнодорожных коридоров до китайского города Урумчи заговорили в марте этого года на Красноярском экономическом форуме (КЭФ). Тогда власти Кемеровской области предложили построить линию от самой южной станции Западно-Сибирской железной дороги — Таштагола. Вопрос ее трассировки до сих пор остается открытым, поскольку Кузбасс и Синьцзянь-Уйгурский автономный район отделяют Алтайские горы, причем на госгранице РФ-КНР находится природный парк "Зона покоя Укок", имеющий высокий природоохранный статус.

Тогда же на КЭФ глава Тувы Владислав Ховалыг сообщал, что совместно с Хакасией и Красноярским краем прорабатывается другой трансграничный маршрут в Урумчи со стороны южного хода Транссиба через Кызыл. По его словам, техническое задание на разработку технико-экономического обоснования железнодорожного коридора готово, уже подбирается пул заинтересованных инвесторов, готовых профинансировать разработку технико-экономического обоснования.

 

Мнение эксперта
Как считает заведующий лабораторией Сибирского федерального университета (СФУ, г. Красноярск), завотделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Антон Пыжев, Севсиб — это проект естественного развития сети железных дорог с учетом необходимости перемещения грузов с северных территорий нашей страны к ее восточным границам.

"Неверно считать, что речь здесь идет только о торговле с КНР. Отдельное важное значение для нашей торговли со всем Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) имеют порты Дальнего Востока (Владивосток, Ванино). Смысл же строительства северной ветки заключается в формировании альтернативного Транссибу маршрута поставок товаров между западом и востоком России", — пояснил эксперт Interfax-Russia.ru.

Сейчас, как объяснил специалист, грузы по Сибири могут перемещаться поездом только по Транссибирской магистрали, "которая была загруженной и до "поворота на Восток", а теперь и вовсе является "узким местом" нашей транспортной инфраструктуры".

"Сама по себе идея такого транспортного хода обсуждалась еще в конце XIX века. Сейчас проект нужен, чтобы снизить нагрузку на основной ход Транссиба от Урала до Восточной Сибири и, в конечном итоге, увеличить скорость и снизить стоимость перемещения грузов между западом и востоком страны", — добавил Пыжев.

Эксперт также обратил внимание, что изначально этот проект задумывался для опережающего освоения Нижнего Приангарья "с его огромными запасами различного сырья: от минерального до лесного".

"Научное обоснование важности этого проекта и его социально-экономических эффектов еще в 1980-1990-х годах было выполнено в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН", — рассказал он.

Однако, по словам экономиста, в постсоветское время проект забросили.

"Теперь можно надеяться на то, что нужда заставит все-таки реализовать замысел. Это важно для всей страны от Северо-Запада до Дальнего Востока", — сказал завотделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

По его словам, помимо решения федеральной проблемы, дорога даст большой мультипликативный эффект и для регионов Сибири.

"Особенно для Красноярского края — это и рабочие места для обслуживания инфраструктуры, и сокращение транспортных издержек для доставки наших экспортных товаров заказчикам", — добавил собеседник Interfax-Russia.ru.

Пыжев не исключил и негативных последствий при реализации проекта, однако отметил, что польза в данном случае значительно превышает возможный вред.

"Негативные эффекты у любого проекта неизбежны, однако в дикой тайге, без доступа к благам цивилизации современный человек жить не желает, поэтому стране необходимо строить все виды транспортной инфраструктуры и осваивать свое бесконечное пространство", — сказал заведующий лабораторией Сибирского федерального университета.

Обозреватель Наталья Пономарева
Интерфакс

Горный университет в Санкт-Перербурге отмечает 250-летие

Владимир Путин поздравил учреждение с юбилеем.

Президент России Владимир Путин поздравил преподавателей, студентов, аспирантов и выпускников Санкт-Петербургского горного университета с юбилеем вуза. Об этом сообщили на сайте Кремля.

В своем поздравлении глава государства отметил богатую историю университета и его важную роль в развитии отечественной экономики.

Президент также подчеркнул, что Санкт-Петербургский горный университет продолжает оставаться одним из самых авторитетных и престижных образовательных учреждений в России. Он пожелал преподавателям, студентам, аспирантам и выпускникам успехов в их научной и профессиональной деятельности, а также здоровья и благополучия.

Ранее сообщалось, что в Петербурге платформа станции метро "Горный институт" готова на 90%.

 

Бородинский разрез в числе первых в Красноярском крае получил комплексное экологическое разрешение

Получение комплексного экологического разрешения (КЭР) – новое требование федерального закона "Об охране окружающей среды". Оно нацелено на повышение открытости и прозрачности природоохранной деятельности промышленных компаний. Срок получения таких разрешений – до 1 января 2025 года.

Бородинский разрез СУЭК в числе первых в Красноярском крае выполнил требования законодательства. В пакет разрешительной документации были включены современные технологические, технические и управленческие решения, которые реализуются на предприятии и помогают повысить ресурсную эффективность производства, свести к минимуму негативное воздействие добычи на окружающую среду. Среди них, например, осуществление непрерывного мониторинга за качеством атмосферного воздуха, карьерных и дренажных вод. В части внедрения НДТ представлен проект реконструкции системы водоотведения и очистки карьерных вод. Проектом предусмотрено строительство на разрезе нового комплекса очистных сооружений с многоуровневой и эффективной технологией очистки воды. Важно добавить, что перед получением КЭР вся представленная Бородинским разрезом информация прошла согласование в Росприроднадзоре, министерствах промышленности и торговли РФ, природных ресурсов и экологии РФ.

Сейчас аналогичная работа ведется по Березовскому и Назаровскому разрезам СУЭК. Планируется, что комплексные экологические разрешения они получат в 2024 году.

Пресс-Центр СУЭК

Тарифы РЖД как снег на голову.

Стоимость перевозок увеличится на 10,74% уже в декабре


Как известно, индексация железнодорожных грузовых тарифов проходит один раз в год в январе. В 2022 г. таких повышений было два — в январе и в июне. В январе на 6,8%, в июне на 11%, в итоге (декабрь к декабрю) рост составил 18,6%.

В начале 2023 года тарифы снова были проиндексированы на 10% (по формуле 1,08*1,0194 = 1,1009, т. е. более строго на 10,09% — подробнее в статье «Обзор основных тарифных решений в области грузовых железнодорожных перевозок»).

Но в течение всего 2023 года циркулировали слухи, что вот-вот будет второе повышение. Сначала его ждали в июне или июле, затем — в августе или сентябре. Чуть позже все решили, что, вероятно, турбулентность прошла и индексация снова будет один раз в год в январе, на том и успокоились.

Но нет — покой нам только снится. Уже в сентябре появилась информация Министерства экономического развития, что индексация произойдёт с 1 декабря уже этого, 2023 года, не дожидаясь января 2024-го.



И вот 6 октября 2023-го на сайте regulation.gov.ru, где публикуются проекты нормативных актов, выложен для обсуждения проект приказа ФАС России об индексации тарифов (обсуждение должно проходить с 6 по 12 октября).

Параметры индексации железнодорожных грузовых тарифов без учёта надбавок должны составить: с 1 декабря 2023 г. — 7,6%, с 1 января 2025 г. — 5,2%, с 1 января 2026 г. — 4,8%. И к ним добавляется ряд тарифных надбавок.

Индексация тарифа в декабре 2023 г. будет на 7,6% к уровню января-ноября 2023 г. (рост на 18,45% к декабрю 2022 года, с учётом индексации на 10,09% в январе 2023, то есть 1,1009*1,076 = 1,1845).

При этом рост тарифа не исчерпывается собственно индексацией. Помимо этого к нему добавится рост надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры с 5% до 7% (или с 1,05 до 1,07), что даёт дополнительный индекс 1,019 (1,07/1,05 = 1,019047 или, округлённо 1,019).

А также новая надбавка «для финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности».

Последняя устанавливается приказом ФАС России в размере 1% с 1 декабря 2023 по 31 декабря 2024 и в размере 2% с 1 января 2025 по 31 декабря 2025.

Таким образом с декабря 2023 года рост к уровню января-ноября 2023-го составит 1,0761,0191,01=1,1074, или на +10,74% (или, если считать индекс 1,019 до 6 знака -1,019047, то итоговое повышение составит 1,100746 или +10,75%).

Подытоживая эту часть приказа, можно сказать, что грузоотправители в декабре 2023 года и в 2024-м в среднем будут платить тариф за грузовые перевозки на 10,74% выше, чем они платили в течение 11 месяцев 2023 года.



А рост в январе 2024 к декабрю 2022 г., соответственно, составит 1,1009*1,1074 = 1,2191, или рост на 21,9%.

Так же приказом ФАС по-прежнему сохраняется то повышение тарифов на каменный уголь, которое действовало с 1 июня 2022 г. и в 2023 г., или как сказано в пояснительной записке: «проектом приказа предусматривается неприменение понижающих коэффициентов (0,4 и 0,895) при определении платы за экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования до 31 декабря 2024 г. включительно».

В заключение отмечу, что итоговый рост на 10,74% — это, если не считать совокупную индексацию в 2022 г., самое высокое повышение после 2008 г. (в кризисном 2008 году повышение тарифов составляло 21,2%).

 

Порты РФ недогрузили до 3 млн тонн угля за 2023 год из-за недостатка инновационных полувагонов

Доля инновационных вагонов в 2023 году снизилась на 6 п. п. в сравнении с 2021 годом

Порты России недогрузили до 3 млн тонн угля за 2023 год из-за недостатка инновационных полувагонов, работающих в их адрес. Такое мнение в ходе Российской энергетической недели высказал старший вице-президент по операционной деятельности и GR ГК «Дело», председатель Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Денис Илатовский. Он указал, что в 2023 году доля инновационных полувагонов сократилась на 6 п. п. в сравнении с 2022 годом, с 58% до 52%. Из-за этого средняя загрузка вагонов, прибывающих в порты России, снизилась на 0,35 тонны. Это, в свою очередь, привело к сокращению объемов перевалки примерно на 1 млн тонн в год и упущенной прибыли в $100 млн.

Грузооборот угля в морских портах мог бы быть больше еще на 2 млн тонн в год, если бы произведенные за последние два года 25 тыс. инновационных полувагонов работали бы на экспортные перевозки, а не на внутренний рынок и другие грузы, где загрузка не столь критична.

Напомним, по данным аналитического отдела ИАА «ПортНьюс», перевалка угля в морских портах России за первое полугодие 2023 года превысила 107 млн тонн.

Портньюс

Уникальный роторный комплекс SRs(K)-4000 на Назаровском разрезе СУЭК установил исторический рекорд

По итогам сентября уникальный вскрышной транспортно-отвальный комплекс SRs(K)-4000, единственный в России, впервые в своей истории переместил в отвалы 1 млн 320 тыс. м3 породы.

За время эксплуатации комплекс пять раз преодолевал производственный рубеж в 1 млн 200 тыс. м3. Нынешний показатель – максимальный за все годы работы мощной машины. Комплекс SRs(K)-4000 – крупнейший в отечественной угольной промышленности. Его высота в самой высокой точке составляет около 70 м, общая длина оборудования, из которого состоит комплекс, – около полукилометра, вес – 9 800 тонн, проектная производительность – 4 тыс. м3 в час. Обслуживает комплекс-гигант экипаж из 56 человек.

"Достижению рекорда способствовало несколько факторов – хорошая погода, стабильная, без поломок работа комплекса, а главное – профессиональная, сплоченная работа всего коллектива комплекса", - прокомментировал управляющий филиалом АО "СУЭК-Красноярск" "Разрез Назаровский" Виктор Губанов.

Добавим, всего за свою историю комплекс SRs(K)-4000 переместил в отвалы более 185 млн тонн горной массы.

Пресс-Центр СУЭК.

Ситуация на рынке полувагонов в 2023 году изменилась

Между стоимостью аренды полувагонов и состоянием рынка угля (его мировыми котировками) есть долгосрочная корреляция. Она была отчетливо выражена до 2021 года. Цены на уголь колебались и влияли на ставку аренды вагонов с определенной задержкой. Рыночные индексы на аренду вагонов становились более точными. Можно было достаточно точно по форвардам на уголь прогнозировать поведение ставки аренды. Однако в 2021 году ситуация изменилась. Появились факторы, которые сбили указанную корреляцию. Начнем с того, что цена на уголь взлетела, что повлияло на ставку аренды полувагонов, но опираться на корреляцию теперь стало сложнее.
Ситуация на рынке полувагонов в 2023 году изменилась
Что изменилось?

Если бы мы сейчас строили корреляцию текущей цены на уголь и ставки аренды по прежним показателям индексов от «Промгрузов», которые сейчас ушли с рынка, то должны были получить ставку аренды полувагона около 4000–4500 руб./сут. Новые источники индексов применяют несколько иную шкалу оценки. Если ориентироваться на них, то текущая ставка аренды вырисовывается в размере 2200–2400 руб./сут. Трудно сказать, можно ли сейчас получить в аренду заметное количество вагонов по такой ставке. Думаю, что – уже нет.

Для нового уровня цен на инновационный вагон 6,3 млн руб. (без НДС) лизинговые компании предлагают диапазон лизинговых ставок – от 2800 руб./сут. до 3400 руб./сут. в зависимости от доли внесенного аванса. Если полувагон стоит 6,2–6,3 млн руб., то себестоимость его лизинга для операторской компании будет на уровне 3000–3400 руб./сут. Соответственно, чтобы окупить полувагон, его потребуется сдавать по ставке не менее 4000 руб./сут. Таким образом, новые цены на вагоны и актуальные лизинговые ставки соответствуют уровню аренды вагонов, которую можно было получить путем корреляции с ценой на уголь.

Справедливо ли это? Так ли это будет – узнаем в 2024 году.

Уголь, идущий на мировой рынок, всегда был привязан к доллару. Можно сказать, сейчас он привязан к квазидоллару. В таком случае, если в рублях из-за роста курса уголь подорожал в 1,5 раза, то вполне объяснимо и подорожание полувагона примерно на столько же – хотя бы потому, что вагоностроительные заводы сейчас очень плотно законтрактованы. Цена на полувагон в 2020 году была 3–3,5 млн руб. В 2023 году он стоит 6,2–6,3 млн руб.

Что тут можно сказать?

Когда инновационный полувагон приобретали за три миллиона, то его полная потребительская ценность была уже тогда пять миллионов с учетом скидки на порожний рейс и эффекта доп. вывоза груза и доп. завоза грузов в порт. Такова была его «потребительская стоимость» – та, что не реализовалась в виде цены покупки. Разницу, таким образом, получали операторы и угольщики, которые покупали инновационные вагоны в запас.

В 2023 году вагоностроители с учетом загрузки заводов повысили цены продажи и перераспределили указанный эффект в «пищевой цепочке» в свою пользу. Такова складывается новая реальность. Ее можно назвать и новой «нормальностью». Вполне вероятно, что она будет каким-то образом сбалансирована.

На таком фоне ставки аренды инновационного полувагона в долгосрочной перспективе падать не будут, если курс доллара не будет падать и если уголь будут возить не меньше, чем сейчас. На коротком периоде коррекция ставки аренды полувагона возможна. Но на длинном – нет. Рынок будут толкать вверх также лизинговые компании. А их, в свою очередь, прежде всего «подпирает» ставка рефинансирования. Деньги сегодня дорогие. Так что и ставки будут недешевыми.

Повлияет ли на них профицит парка полувагонов?

Профицит можно считать по-разному. Во-первых, следует разделить вагоны на стандартные и инновационные. Относительно последних профицита нет. Они востребованы уже хотя бы потому, что уголь никак иначе не вывезти в полном объеме из Кузбасса на восток в морские порты.

А стандартные полувагоны могут жить в своем ритме – среди них может быть и «лишний» парк. Но тогда следует посмотреть, по каким причинам полувагоны стоят на сети. И тогда можно будет сказать, что это не профицит, а некая технологическая особенность.


Автор: Денис Илатовский, старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с государственными органами ГК «Дело»

Сервисное предприятие СУЭК в Красноярском крае отремонтирует тепловоз для космодрома «Восточный»

На Бородинский ремонтно-механический завод в Красноярском крае (входит ООО «Единая сервисная компания СУЭК») на плановый ремонт прибыл тепловоз с космодрома «Восточный».

Космодром «Восточный» в Амурской области – один из самых масштабных проектов России в XXI веке. За время его действия – с 2016 года, когда был построен первый стартовый комплекс, по август 2023 года с космодрома «Восточный» осуществлены 15 орбитальных пусков ракет-носителей, на орбиты выведены 345 космических аппаратов. В перспективе «Восточный» и город Циолковский, для которого космодром является градообразующим, планируется сделать техноцентром будущего космического кластера.

Помощниками при строительстве космодрома, а в последствии и при транспортировке на стартовый полигон космических ракет, стали тепловозы марки ТЭМ-7А. Один из них встал на ремонт в цехе РПС Бородинского РМЗ. «Космический» тепловоз отличается от «семерок», которые работают на предприятиях СУЭК. «В них установлена современная микропроцессорная система управления. Она автономно защищает машину от опасных нагрузок, которые могут возникнуть из-за неверных действий машиниста», — поясняет заместитель исполнительного директора ООО «ЕСК СУЭК» по ремонту подвижного состава Роман Заиченко. В 2021 году заводчане уже ремонтировали локомотив для «Восточного», и уже наработали определенный опыт работы с такой техникой.

На вновь поступившем тепловозе заводчанам предстоит провести мелкосрочный ремонт. Для этого на предприятии есть все необходимое: современные автоматизированные стенды, станки, испытательные комплексы, оборудование для проверки качества выполненных работ, созданы дополнительные стойловые места. «Тепловоз с космодрома «Восточный» мы приняли вне годового плана, но наши возможности позволяют нам оказать такую помощь космонавтам, без ущерба плановым работам», — уточняет Роман Заиченко.

«Когда партнеры возвращаются, это говорит, в первую очередь, о доверии – значит устроило качество работ, сроки исполнения, — уверен заместитель исполнительного директора ООО «ЕСК СУЭК» по производству Олег Тучков. — За 50-летнюю историю нам удалось сохранить и значительно приумножить наши производственные мощности, вырастить достойную смену специалистов, для которых основными ориентирами являются профессионализм, надежность и качество».

Добавим, всего за годы работы Бородинский РМЗ отремонтировал 771 тепловоз.

 

Источник: Babr24 . com

Марат Хуснуллин: России нужен БАМ-2

В России надо строить полноценный второй БАМ, вторую линию.

Об этом заявил заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин на сессии "Логистика будущего: инфраструктура как исходная точка евразийской интеграции" на полях Восточного экономического форума.

"Выход в порт Ванино - это самый быстрый способ вывезти уголь, удобрения, которые сейчас не могут быть отправлены из страны в полном объеме", - сообщил вице-премьер.

Марат Хуснуллин также отметил важность развития крупных городов с точки зрения транспортной системы, необходимость возобновлять речные перевозки, в частности, через Азово-Черноморский и Каспийский бассейны, кооперировать способы перевозки грузов - разгружая тем самым трафик перевозок.

В нынешней ситуации приоритет в развитии инфраструктуры России необходимо отдавать реконструкции и строительству автомобильных дорог, считают эксперты сессии "Логистика будущего: инфраструктура как исходная точка евразийской интеграции". Это станет быстрым решением проблемы. Основные транспортные коридоры есть, их стоит расширять по возможности и необходимости.

Отметили специалисты и необходимость привлечения частных инвесторов к реализации проектов. Хорошим примером внегосударственных инвестиций являются проекты аэропортов Владивостока и Пулкова. Для их реализации были привлечены азиатские партнеры.

"Привлекли инвесторов в некоторые наши проекты, например, в строительство первого железнодорожного моста между Россией и Китаем, он стал важным элементом инфраструктуры", - отметил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
RG . RU

В Красноярске прошла I Всероссийская спартакиада СУЭК

Она объединила 640 спортсменов, 1 200 болельщиков из регионов России от Кузбасса до Приморья. Среди участников – представители горнорудного, энергетического, логистического, сервисного дивизионов СУЭК. Спортсмены соревновались в различных дисциплинах – мини-футболе, волейболе, легкой атлетике, настольном теннисе, шахматах, прыжках на скакалке, прыжках в длину с места, перетягивании каната.

Торжественный старт соревнованиям дал генеральный директор СУЭК Александр Редькин. "Спорт – это жизнь, это движение. Если не будет движения – не будет и трудовых успехов. Спорт сближает регионы, людей, помогает почувствовать себя командой", - рассказал он о задачах проведения Спартакиады. По его словам, на всех предприятиях СУЭК есть свои спортивные команды, которые участвуют в соревнованиях различного уровня – городских, региональных, корпоративных.

И.о. министра спорта Красноярского края Денис Петровский отметил: спартакиада СУЭК стала одним из наиболее масштабных корпоративных спортивных событий на Красноярской земле за последние годы: "Нам важно, что именно наш регион выбран для всероссийской спартакиады, это с точки зрения имиджа очень показательно. У нас отличная инфраструктура, мы обладаем необходимым кадровым ресурсом, чтобы провести и организовать мероприятия такого уровня".

Спартакиада СУЭК проводилась одновременно на нескольких площадках – Центральном стадионе, Дворце спорта имени И. Ярыгина и кластере "Радуга". Высокий уровень проведения соревнований отметили все участники.
"Здорово, что СУЭК проводит такие мероприятия – масштабные, интересные. В здоровом теле – здоровый дух. Надо не останавливаться, развиваться, идти вперед и в работе, и в спорте", - уверена спортсменка из команды ООО "СУЭК-Хакасия" Мария Камелькова.

"Спасибо Красноярску – встретили тепло, спартакиада прошла на высшем уровне. Подобные мероприятия нужны – это новые друзья, новые впечатления. Считаю, что такие встречи должны стать ежегодными", - говорит спортсмен из команды АО "СУЭК-Кузбасс" Илья Елисеев.

Генеральный директор СУЭК Александр Редькин пообещал, что спартакиада станет ежегодной, каждый год она будет менять "столицу" – проходить в разных городах, где представлены предприятия Компания.

По итогам нынешней спартакиады первое место заняла команда горнорудного дивизиона из Кузбасса. Вторыми тоже стали кемеровчане, но из энергетического дивизиона. Третье место – у хозяев спортивных площадок, красноярских угольщиков.


Пресс-Центр СУЭК

Доля ископаемого топлива в энергетике ЕС находится на самом низком уровне с начала века

Наибольшее падение зафиксировали в Австрии, Болгарии, Португалии, Финляндии и Эстонии
Производство электроэнергии с помощью ископаемого топлива в ЕС за первое полугодие 2023 года оказалось на самом низком уровне с 2000 года. Об этом сообщается в докладе, опубликованном британским аналитическим центром Ember.

"Выработка электроэнергии с помощью ископаемого топлива с января по июнь была самой низкой как минимум с 2000 года и составила 410 ТВтч", - говорится в документе. В нем отмечается, что наибольшее падение зафиксировано в Австрии, Болгарии, Португалии, Финляндии и Эстонии.

При этом спад производства электроэнергии с помощью ископаемого топлива сопровождается ростом мощностей из возобновляемых источников. Выработка электроэнергии с помощью солнечных батарей в ЕС в первом полугодии 2023 года возросла на 13% по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. Ветроэнергетика выросла на 4,8%.

МОСКВА, ТАСС.

Российскому углю — дальнее плавание

Экспорт больше не достигнет уровня 2021 года
Экспорт российского угля на горизонте вплоть до 2050 года незначительно сократится, при этом существенное падение вывоза энергоугля будет компенсировано ростом поставок коксующегося угля, считают аналитики «Яков и партнеры». Ключевые потребители российского угля — Китай и Индия — в ближайшие десятилетия намерены повысить собственную добычу, поэтому российский экспорт придется переориентировать на страны Юго-Восточной Азии. По мнению аналитиков, пиковые показатели экспорта 2021 года уже не будут превзойдены.

ИД «Коммерсантъ»

Предприятия СУЭК – лучшие в Красноярском крае в сфере социального партнерства

В краевом смотре-конкурсе "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства" по итогам 2022 года в номинации "Добыча полезных ископаемых" предприятия СУЭК заняли весь пьедестал почета. Первое место – у Назаровского разреза, второе – у Березовского, замыкает тройку лидеров Бородинский разрез имени М.И. Щадова.

Конкурс ежегодно проводится Министерством экономики и регионального развития Красноярского края. Он призван содействовать распространению положительного опыта в развитии социального партнерства в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

"Для нас это не первый успешный опыт участия в краевом конкурсе, - говорит заместитель управляющего по персоналу и административным вопросам филиала АО "СУЭК-Красноярск" "Разрез Назаровский" Оксана Трушкина. - В этом году уровень социальной эффективности и социального партнерства оценивался по 18 позициям. Поэтому особенно почетно, что Назаровский разрез вышел в лидеры. Любое предприятие – это прежде всего люди, и благополучие сотрудников напрямую влияет на высокие производственные показатели. В СУЭК созданы достойные условия труда, обеспечена конкурентная заработная плата, действует объемный социальный пакет – все для того, чтобы сотрудники чувствовали себя уверенно".

Формируя комфортный климат в трудовых коллективах, СУЭК руководствуется не только Трудовым законодательством РФ – на предприятиях совместно с профсоюзами разработаны коллективные договоры, в которых закреплен перечень гарантий и льгот для сотрудников, их семей и ветеранов сверх установленных законом. Среди основных направлений коллективных договоров – качественный отдых и оздоровление, индексация заработной платы, совершенствование условий и безопасности труда.

Значительное внимание СУЭК уделяет и социальному партнерству с городами и районами, в которых работают и проживают горняцкие семьи. На всех шахтерских территориях реализуются программы благоустройства, поддержки медицины, образования, культуры и спорта.

Пресс-Центр СУЭК

СУЭК создал лабораторию контроля техжидкостей для отбора продукции после ухода западных поставщиков

Кемерово. 11 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - АО "СУЭК-Кузбасс" создало лабораторию по контролю состояния рабочих жидкостей гидросистем (гидравлических жидкостей), сообщает пресс-служба компании.

"С уходом с отечественного рынка ряда зарубежных западных поставщиков остро встал вопрос о поиске аналогов рабочих жидкостей, используемых в механизированных комплексах на угледобывающих предприятиях АО "СУЭК-Кузбасс". Для компетентного отбора поставщиков, представляющих как российских, так и азиатских производителей, в компании создана специальная лаборатория по контролю состояния рабочих жидкостей гидросистем. Ее основная задача - системный анализ гидравлической жидкости, концентрата гидравлической жидкости, воды технической для приготовления эмульсий и воды дистиллированной. Получаемые данные позволяют с высокой степенью точности контролировать состояние действующего на шахтах гидравлического оборудования", - говорится в сообщении.

Лаборатория создана на предприятии "Технологическая связь" и аттестована Кемеровским центром стандартизации и метрологии. Для оснащения лаборатории приобретены необходимые приборы: термостат жидкостный, термостат электрический суховоздушный охлаждающий, аппарат для определения характеристик вспениваемости, рефрактометр, различные виды анализаторов, вискозиметров, весов. Также закуплено 12 видов химических реактивов.

Пресс-служба отмечает, что такая укомплектованность лаборатории позволяет производить более 500 анализов в год. "Уже первые анализы рабочих жидкостей показали, что азиатские аналоги жидкости HFA (гидравлическая жидкость - ИФ) по своим качественном характеристикам не уступают западным производителям", - говорится в сообщении. Уточняется, что гидравлическая жидкость класса HFA сочетает огнестойкие характеристики воды (является основным компонентом - 90% и больше) с хорошими смазывающими свойствами и защитой от коррозии благодаря концентрированной присадке.

"Постоянное увеличение нагрузки на очистное и проходческое оборудование, работа в условиях запыленности и повышенной влажности требует применение смазочных материалов с повышенными характеристиками", - говорится в сообщении.

В "СУЭК" входят 25 шахт и разрезов, 10 обогатительных фабрик и установок, 27 ТЭС, терминал в порту Ванино (Хабаровский край), "Мурманский морской торговый порт".

22-й мировой рекорд в копилке достижений АО «Разрез Тугнуйский»

Первый день августа ознаменовался для угледобывающих предприятий СУЭК в Бурятии новым мировым рекордом.

По итогам июля в АО «Разрез Тугнуйский» экипаж экскаватора BUCYRUS-495HD№2 установил мировой рекорд производительности в месяц по отгрузке вскрышных пород, в объеме 2 185 000 м3.

BUCYRUS-495HD является самой мощной механической лопатой на предприятиях СУЭК, емкость ковша составляет 41 куб. м3. В России данное высокотехнологичное оборудование существует всего в двух экземплярах, и оба задействованы на месторождении Никольское АО «Разрез Тугнуйский».

Среднесуточная отгрузка в рекордный месяц составила 70,5 тыс. м3. Общий пробег, задействованных при вскрыше 220-тонных карьерных автосамосвалов БелАЗ-7530, составил 143 900 км., при среднем расстоянии перевозки 3,69 км., а общее количество рейсов превысило 19 500.

Машинист экскаватора BUCYRUS-495H № 2 Петр Поляков: «Рекорд установлен всем коллективом, на результат шли машинисты и помощники экскаватора, водители карьерных самосвалов, грейдеристы, бульдозеристы, горные мастера, начальники участков, диспетчера и другие. Очередное производственное достижение - это демонстрация возможностей высокотехнологичного оборудования и плод горняцкого единства!»

Пресс-Центр СУЭК

Черная дыра хакасской угольной промышленности

Угольщики Хакасии продолжают наращивать объемы добычи. Тем не менее региону необходимо увеличить гарантированный объем вывоза этого ценного ископаемого в восточном направлении. Этот вопрос находится в компетенции федерального центра.

Как стало известно 19rusinfo . ru из данных Красноярскстата, угольные предприятия республики в июне добыли на 20% больше, чем в том же месяце 2022 года. Если же смотреть на период с начала года, то выйти в плюс все равно не удалось - сказалось сильное падение зимой.

В общей сложности за первое полугодие в республике добыто на 4% меньше угля, чем в том же периоде-2022. Как показывает ежемесячная статистика, отрыв медленно, но сокращается.

Каменного угля в регионе за шесть месяцев выпущено 13 218 тыс. тонн. Несмотря на прирост последних месяцев, это все равно на 1,6% меньше, чем в январе-июне 2022.

Как отмечало 19rusinfo . ru, значительную долю налоговых поступлений формирует налог на прибыль угледобывающей отрасли. Санкционные изменения переориентировали экспортные маршруты на восточное направление, которое перегружено и неспособно вместить весь объем добытого угля. Этот вопрос неоднократно поднимался на федеральном уровне руководством Хакасии.

Угольщики Хакасии наращивают объемы добычи, НО...

В декабре прошлого года между правительством Хакасии и ОАО «РЖД» было подписано соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угольной продукции на экспорт на восток в 2023 году в размере 6,1 млн тонн. Из этого объема Хакасия экспортировала в первом полугодии 3,1 млн тонн. То есть гарантированный объем за указанный период выполнен в полном объеме.

По данным правительства Хакасии, в целом по итогам первого полугодия, из региона было отгружено 11,7 млн тонн угля. В том числе 4,5 млн тонн - на внутренний рынок, 3,1 млн тонн - на экспорт в восточном направлении и 4,2 млн тонн - в западном. Это помогло предприятиям восстановить работу.

Но резкое падение цен на уголь и высокие транспортно-логистические затраты негативно сказались на деятельности угледобывающих предприятий Хакасии. А это чревато снижением объемов добычи угля.

Хакасия попросила федералов увеличить гарантированный объем вывоза угля

«Для того чтобы наши угледобывающие предприятия смогли полноценно функционировать дальше, необходимо уже сейчас, во втором полугодии, увеличить параметры гарантированного объема вывоза в восточном направлении до 4,3 млн тонн», - комментировала заместитель главы республики, постоянный представитель Хакасии Юлия Исмагилова.

С соответствующей просьбой от правительства Хакасии она обратилась на федеральный уровень.

19rusinfo . ru

СУЭК выпустила в Енисей молодь осетра

Более 20 тысяч мальков "краснокнижной" рыбы выпустили экологи Бородинского разреза СУЭК.

Такие мероприятия – часть комплексной экологической программы Компании. Программа также включает очистку дренажных, производственных вод и поверхностного стока путем строительства и модернизации сооружений водоотведения и водоочистки, восстановление земель после угледобычи, в том числе с высадкой на них хвойных пород деревьев, мониторинг окружающей среды, повышение энергоэффективности производственных процессов и др.

Мальков вырастили для СУЭК в рыбоводном хозяйстве в поселке Приморск Красноярского края. Выпуск был осуществлен специалистами Бородинского разреза в районе поселка Атаманово Сухобузимского района. "Место выпуска молоди, как и ее объем, рассчитывается проектной организацией и согласовывается с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства, - поясняет заместитель главного инженера Бородинского разреза Константин Гапонов. - Представители Росрыболовства и Росприроднадзора также в обязательном порядке присутствуют при выпуске молоди и контролируют процесс".

Предприятия СУЭК ежегодно проводят мероприятия по восполнению водных биоресурсов. В начале июля мальков хариуса в Енисей выпустили экологи Березовского разреза. Бородинский разрез в 2022 году выпускал мальков в Прутовском мелководье, особо охраняемой природной зоне в Енисейском районе Красноярского края. В 2021 году – около поселка Атаманово Сухобузимского района. В 2020 году это был поселок Кононово Сухобузимского района.

 

Пресс-Центр СУЭК

Создание угольного кластера на Таймыре идет полным ходом

На севере Красноярского края продолжается освоение новых крупных угольных месторождений. Ископаемое топливо оттуда планируется поставлять в страны Юго-Восточной Азии по Севморпути.

Уникальное по запасам и качеству угля месторождение расположено далеко за полярным кругом
Компания «Северная звезда» (входит в холдинг AEON) активно разрабатывает на западе Таймыра Сырадасайское месторождение коксующего угля – одно из крупнейших в мире. Общие запасы угольного бассейна оцениваются в более чем в 5 млрд тонн, а на первоначальном этапе предусматривается создание разреза мощностью 5 млн тонн в год с последующим удвоением объемов.

Промышленная добыча на месторождении уже началась – осенью прошлого года первые 100 тыс. тонн таймырского угля были отправлены в Китай.

Проектом, включенным в КИП «Енисейская Сибирь», предусматривается строительство обогатительной фабрики и всей необходимой инфраструктуры, включая вахтовые поселки и аэродром.

Начало строительства – дамба, уходящая подальше от берега в море, по которой к судам будут доставлять отгружаемый уголь
Также сейчас в Енисейском заливе, немного южнее Диксона, идет активное строительство большого угольного терминала и глубоководного грузового порта «Енисей». Оттуда регулярно должны будут отходить груженые балкеры дедвейтом более 100 тыс. тонн, и при проводке атомных ледоколов типа «Арктика» доставлять заполярный уголь в страны Юго-Восточной Азии.


Врио губернатора Красноярского края Михаил Котюков на прошедшей накануне встрече с представителями инвестора выразил готовность со стороны властей региона оказать всю возможную поддержку для создания современного производства с минимальной нагрузкой на окружающую среду.

А руководство «Северной звезды» в свою очередь заверило, что компания, помимо развития самого производства, готова и дальше активно участвовать в развитии социальной инфраструктуры на севере края.

Дела.ру

РЖД продолжают фиксировать падение погрузки леса в Восточной Сибири, погрузка угля растет

Погрузка лесных грузов в Восточной Сибири в I полугодии 2023 года снизилась на 24,3% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, до 1,3 млн тонн, сообщила пресс-служа Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал РЖД).

Филиал также зафиксировал существенное снижение погрузки черных металлов - на 32,5%, до 32 тыс. тонн, а также железной и марганцевой руды - на 37%, до 1,8 млн тонн.

Между тем, по данным ВСЖД, погрузка угля в отчетном периоде выросла на 6,8%, до 14,5 млн тонн (доля угля занимает более половины от общей погрузки за полугодие - ИФ), зерна - на 18,4%, до 25 тыс. тонн, строительных грузов - в 1,3 раза, до 1 млн тонн, нефти и нефтепродуктов - на 7,1%, до 4,4 млн тонн.

В целом погрузка на ВСЖД в январе-июне 2023 года составила 28,6 млн тонн, что на 1,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Как сообщалось, РЖД с 2019 года отмечает падение погрузки лесных грузов. Между тем, погрузка угля с того времени показывает разнонаправленную динамику.

Иркутск. ИНТЕРФАКС/

Соглашение о железнодорожных перевозках угля для отопительного сезона 2023-2024 гг в регионах Сибири и Дальнего Востока подписано в Красноярске

В Красноярске в рамках бизнес-форума «Обеспечение стабильной работы энергетического комплекса в период отопительного сезона 2023-2024 гг.» КрасЖД подписала четырехстороннее соглашение с участниками перевозочного процесса «О взаимодействии по обеспечению перевозок угольной продукции в 2023 году железнодорожным транспортом на предприятия угольной генерации».

Подписи под документом поставили начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин, директор по логистике АО «Сибирская угольная энергетическая компания» Денис Рахимжанов, директор по управлению перевозками АО «Национальная транспортная компания» Евгений Гартвих и директор по развитию энергорынков и энерготрейдингу ООО «Сибирская генерирующая компания» Антон Данилов.

– Задача этого соглашения – эффективное использование организационных, технологических и инфраструктурных ресурсов для заблаговременного обеспечения топливом предприятий жилищно-коммунального хозяйства и теплоэнергетического комплекса. Подготовка к новому отопительному сезону начинается, как правило, сразу после окончания предыдущего. У нас выстроены тесные взаимоотношения со всеми участниками процесса: это и операторы вагонов, и грузоотправители, и региональные власти. Сегодня мы должны сверить часы, разбить погрузку по месяцам, чтобы поставки топлива происходили планомерно, и на начало отопительного сезона на складах СГК был сформирован запас в 6 млн тонн, – говорит Алексей Туманин.

Ритмичность поставок угля для ЖКХ и ТЭК обеспечивается в сложных условиях летне-путевых работ на железнодорожной инфраструктуре, реализации масштабных инвестпроектов и стратегической переориентации грузопотоков на восток. Для этого на КрасЖД в партнерстве с угледобывающими компаниями и собственниками подвижного состава внедряется ряд технологий, направленных на ускорение перевозочного процесса, выстраивание «бесшовной» логистики. Соглашением закреплены обязательства сторон на всех этапах – от погрузки твердого топлива в вагоны до его доставки потребителям.

Отметим, что 60% всех железнодорожных поставок бурого угля для внутреннего российского потребления обеспечивается с разрезов Красноярского края, доля каменного угля из Республики Хакасия в общем объеме железнодорожных поставок на внутренний рынок России составляет порядка 28%. В прошлом году это 28,6 млн и 9,1 млн тонн соответственно, отправленных с 12 станций Красноярской магистрали в двух регионах.

В 2022 году отгрузка бурых углей производилась потребителям в 51 субъекте страны, в их числе – 25 основных объектов теплоэнергетического комплекса. Наибольшие объемы потребления – в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также в Рязанской области. География поставок каменных углей еще более обширна – 68 регионов. В том числе, завоз топлива производился на 17 основных объектов теплоэнергетики страны.

РЖД

Два дополнительных сухих порта планируется в Кузбассе

Два дополнительных сухих порта планируется в Кузбассе для ускорения возвращения порожних вагонов с Дальнего Востока
Две крупные транспортные компании проявили интерес к строительству двух сухих портов (транспортно-логистических центров) в Кузбассе в дополнении к уже объявленному проекту такого порта, сообщил на заседании «круглого стола» «Стратегическое развитие Кузбасса. Фондовый рынок — одно из направлений развития бизнеса региона» в пятницу председатель правительства Кузбасса Илья Середюк.

Такие центры предназначены для ускорения возвращения с Дальнего Востока порожних полувагонов, отправленных туда с экспортным углем из Кузбасса. Поскольку обратно едет очень много различных грузов, порожняк возвращается медленно. «Мы обсудили с транспортными компаниями, и они предложили грузить в полувагоны контейнеры и так возвращать их обратно, что должно увеличить пропускную способность возврата, в Кузбассе же нужен сухой порт перегрузки контейнеров на платформы и возвращения полувагонов угольщикам», пояснил Илья Середюк.

По его словам, с одной компанией подобное соглашение о строительстве Кузбасского транспортно-логистического центра уже подписано ранее, и определено финансирование. И еще две крупные компании проявили подобный интерес, «мы ждем их в Кузбассе в начале июля, чтобы договориться и поставить еще два сухих порта в центре нагрузок на юге региона», сообщил председатель областного правительства. Министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев добавил ежесуточно из региона отправляется 7,5-8 тыс. вагонов с углем, но не только в восточном направлении.

В «СУЭК-Хакасия» обновляется парк карьерных автосамосвалов

В июне 2023 года на разрезе «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» введены в эксплуатацию два новых автосамосвала грузоподъемностью 130 тонн.

По традиции ввод новой техники прошел в торжественной обстановке. Директор разреза «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» Геннадий Шаповаленко пожелал экипажам эффективной, безаварийной работы и поздравил коллектив с предстоящим Днем России:

  • Такие события как сегодня убедительно доказывают, что наша страна развивает свой промышленный потенциал, у нее отличные перспективы. Особенно приятно отметить, что к трудовым достижениям мы идем при поддержке наших белорусских партнеров, бригада специалистов с завода БелАЗ отработала на высоком профессиональном уровне и обеспечила сборку и ввод в эксплуатацию новых машин в кратчайшие сроки.



Новые автосамосвалы заменят выработавшие свой ресурс машины аналогичной грузоподъемности. В отличие от ранее применявшихся новые автосамосвалы оснащены двигателями фирмы из Китайской Народной Республики Weichai (Вейчай). Первые автосамосвалы с двигателями Weichai приступили к работе на разрезе «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» в августе-сентябре 2022 года и за прошедший период зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Кстати, произведены двигатели были в Российской Федерации, на предприятии «КАМАЗ-Вейчай»; комплектующие для БелАЗов изготавливаются в Белоруссии, России и КНР.

Разрез «Черногорский» «СУЭК-Хакасия» является крупнейшим по объемам добычи угольным разрезом в Республике Хакасия; по итогам 2022 года объем добычи составил 9,6 млн тонн угля.
Пресс-центр СУЭК

Приморские угледобывающие предприятия СУЭК возглавил Андрей Костарев

Назначен новый генеральный директор ООО «Приморскуголь» и АО «Лучегорский угольный разрез». Управлять приморскими активами СУЭК с 1 июня будет Андрей Костарев.

На предприятиях Сибирской угольной энергетической компании он работает с 2002 года, пройдя путь от главного специалиста до директора по экономике и финансам ООО «СУЭК-Хакасия». Андрей Костарев имеет два высших образования: окончил Красноярский государственный технический университет по специальности «Экономика и управление на предприятии», получив квалификацию экономиста-менеджера, а также Национальный исследовательский технологический университет МИСиС по специальности «Горное дело», имея квалификацию горного инженера. Является доктором экономических наук, имеет ряд ведомственных и корпоративных наград.

Отметим, что руководство Сибирской угольной энергетической компании уделяет приоритетное внимание развитию угледобывающих предприятий в Приморье. Как ранее отмечал генеральный директор СУЭК Максим Басов, максимальный рост производительности запланирован в крае на Лучегорском угольном разрезе.

Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР

Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР, выбивая австралийских поставщиков за счет более привлекательных цен

Китай возобновил импорт угля из Австралии после 2-летнего перерыва, и первая партия достигла берегов КНР в феврале этого года. По данным S& P Global, за январь–апрель Китай заключил 8-10 сделок на покупку твердого коксующегося угля из Австралии на условиях FOB.

Правда, объемы маловаты. В 2017–2020 годах КНР импортировала из Австралии по 42 млн тонн в год. После неофициального запрета Пекина объемы в 2021-м снизились до нуля, а по итогам 2023-го, как считают аналитики S&P, они едва достигнут 8-10 млн тонн, хотя сейчас закуплено только 620 тыс. тонн.

Причина не возвращения австралийского угля на рынок Поднебесной — это уже не политика, а экономика. Россия и Монголия уверенно закрепляются в КНР, выбивая австралийских поставщиков за счет более привлекательных цен.

S&P прогнозируют экспорт угля из РФ в КНР по итогам 2023-го на уровне 22-24 млн тонн. Монголия тоже увеличивает поставки. В марте ее экспорт достиг 4,76 млн тонн, что почти в 4 раза больше, чем в феврале. В Everbright считают, что КНР импортирует до 41,8 млн тонн угля из Монголии к концу текущего года, на 63% больше показателей 2022-го. Скачок поставок связан с работой новой ж/д коммуникации между странами. К слову, если РЖД начнет работать, а не обещать, потенциал роста есть и у российских поставок.

Российскому углю ищут место в будущем

Минэнерго видит угрозу планам по росту экспорта
К 2040 году мировой спрос на уголь может упасть на 65%, а крупнейшие покупатели российского угля Индия и Китай — выйти на самообеспеченность, говорится в презентации аналитического центра ТЭКа Минэнерго. Это может поставить под угрозу заявленные планы роста угольного экспорта из РФ, который на деле к 2040 году может драматически сократиться. Чтобы этого избежать, рекомендуется снижать себестоимость добычи и наложить мораторий на рост железнодорожных тарифов и налогов для отрасли.

 

Россия к 2040 году может столкнуться со снижением мирового спроса на уголь на 25–65% в зависимости от сценариев, следует из презентации аналитического центра ТЭКа Минэнерго РФ под названием «Горизонт 2040» (есть в наличии “Ъ”). К концу периода доля угля в мировом энергетическом балансе снизится в 2 раза, а доля ВИЭ вырастет в 2,5 раза.

Так, согласно умеренному сценарию, мировой спрос на уголь сократится с 8 млрд тонн в 2022 году до 6 млрд тонн к 2040 году. В случае ускоренного энергоперехода спрос упадет до 2,8 млрд тонн.

При этом потребление энергетического угля будет сокращаться быстрее, чем металлургического.

В этих условиях для России будет существовать сразу несколько рисков. Снижение спроса на уголь в Китае и Индии за счет выхода ими на самообеспеченность может привести к снижению экспорта российского угля до 22–172 млн тонн в зависимости от сценария. Для сравнения: в 2022 году экспорт угля из РФ составил 211 млн тонн. При этом для российских компаний будут сохраняться текущие внешние ограничения, вызванные санкциями: дисконты относительно мировых бенчмарков, проблемы со страхованием российских грузов и фрахтом балкеров.

После начала боевых действий на Украине и резких изменений в торговых отношениях власти РФ не делали попыток долгосрочных прогнозов развития угольной промышленности. В последний раз будущее отрасли описывалось в утвержденной в 2020 году программе развития, где как консервативный, так и оптимистический сценарии предполагали увеличение спроса на уголь на внешнем рынке к 2035 году. Ожидалось, что экспорт угля из РФ в любом случае вырастет до 259–392 млн тонн.

В презентации аналитического центра ТЭКа отмечается, что для реализации планов по росту экспорта до 324 млн тонн к 2040 году необходимо, чтобы РФ «стала страной, которая поставит последнюю тонну угля» на мировой рынок за горизонтом 2050 года.

 

Для этого нужно снизить его себестоимость продажи, которая на 2021 год составляла $70 за тонну, в 1,5 раза, для чего предлагается наращивать добычу угля открытым способом. Также авторы презентации предлагают наложить мораторий на индексацию тарифов ОАО РЖД сверх плана и изменение налоговой и административной нагрузки, развивать углехимию и налаживать отношения с дружественными странами—импортерами российского угля, в первую очередь с Индией.

Правительство может увеличить НДПИ на уголь в четвертом квартале
Сергей Гришунин из НРА сомневается в радикальном падении спроса на энергетический уголь в мире, так как львиная доля его потребления приходится на азиатские страны, которые очень взвешенно подходят к вопросам декарбонизации и предпочитают обновлять угольные электростанции вместо их закрытия. По мнению аналитика, если спрос на энергетический уголь упадет, то и цены на него упадут, что приведет к закрытию большей части экспортных угольных мощностей в мире, что через некоторое время вернет цены на приемлемый уровень — $130–150 за тонну. Аналитик также полагает, что сравнительно низкая себестоимость добычи угля в России даже с учетом транспортного плеча позволит большей части российских производителей остаться на мировом рынке при снижении спроса. Он также отмечает, что рост продаж металлургического угля требует значительных маркетинговых усилий из-за изначально более жестких требований металлургов к качественным характеристикам угля.

Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина, Коммерсантъ

Уголь выпадает из приоритета

Железнодорожники ждут на востоке более доходные грузы
В ОАО РЖД считают, что, если экспортные отправки угля из основных добывающих регионов на восток, которые сейчас идут в приоритетном порядке, перевести в обычную для угольного экспорта категорию очередности, можно существенно увеличить перевозки более доходных грузов. Речь идет о 2 млн тонн в квартал нефтепродуктов, руды, удобрений и других товаров. Эксперты, однако, уточняют, что поставки угля «лучше выстроены», а реальный прирост перевозок высокодоходных грузов может оказаться меньше прогнозов монополии.

“Ъ” ознакомился с расчетами ОАО РЖД к заседанию правкомиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Из них следует, что отказ от приоритета в отношении перевозок экспортного угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию приоритета для экспорта угля позволит за квартал дополнительно вывезти порядка 2 млн тонн дорогостоящих грузов, «преимущественно нефтепродуктов (0,8 млн тонн) и черных металлов (1 млн тонн), удобрений, зерна и ряда других номенклатур».

Сейчас, согласно временным правилам определения очередности перевозок грузов на Восточном полигоне, перевозки угля на экспорт из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии на восток идут в приоритетном порядке. Соответствующие поручения были даны президентом РФ и правительством, на их основе ОАО РЖД заключило с регионами соглашения о гарантированных объемах вывоза. В результате уголь из этих регионов на восток едет в третью очередь, сразу после перевозок воинских грузов и грузов для ликвидации ЧС, а остальной угольный экспорт — в шестую, после нефтепродуктов и многих других категорий грузов.

Как следует из материалов ОАО РЖД, в первом квартале вывоз угля по поручениям президента на восток составил 24,4 млн тонн при гарантированном объеме 24,8 млн тонн — это свыше 90% от всех экспортных перевозок угля на восток (26,7 млн тонн).

Перевозки из Кемеровской области отстали от плана на 1,9%, составив 14,8 млн тонн, из Хакасии — на 28% (1,1 млн тонн из 1,5 млн гарантированного объема), а перевозки из Бурятии и Якутии, напротив, превысили квоту на 100 тыс. тонн. Из регионов, не входящих в число приоритетных, при небольших объемах чаще наблюдается рост к 2022 году, однако, например, экспорт из Новосибирской области на восток полностью остановился (при экспорте 0,4 млн тонн в первом квартале 2022 года).

Представитель ЭЛСИ (объединяет компании «Эльга Уголь» и «Сибантрацит») подтвердил остановку экспорта угля из Новосибирской области на восток из-за нехватки провозных возможностей, поставки переориентированы на порты юга РФ.

Угольная продукция занимает на Восточном полигоне доминирующее положение (70% от экспортного грузопотока), и «фиксация этих объемов существенно ограничивает возможности других отраслей российской экономики», сообщает ОАО РЖД. По оценке компании, по итогам первого квартала ограничение потребности в вывозе продукции российских предприятий в восточном направлении составило порядка 4,9 млн тонн грузов, в том числе 1,7 млн тонн нефтеналивных грузов, 0,8 млн тонн черных металлов, 0,5 млн тонн удобрений, 0,3 млн тонн грузов в контейнерах, 0,2 млн тонн зерна и 1,4 млн тонн прочих грузов.

«Осуществление экспортных перевозок угольной продукции, в том числе из отдельных регионов, только в рамках шестой очереди временных правил в целях обеспечения приоритизации перевозок неугольных грузов с более высокой валовой добавленной стоимостью в восточном направлении позволит увеличить вклад в экономику страны в размере до 25 млрд руб., доходы ОАО РЖД — до 1 млрд руб.»,— сообщается в материалах. В ОАО РЖД от комментариев отказались.

Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса, 11 апреля:

«Я надеюсь и даже с высокой долей вероятности скажу, что по итогам года РЖД план вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении, который мы подписали на 53 млн тонн, выполнят. У меня уже, наверное, сомнений не остается, думаю, что они выполнят».

Между тем угольщики не слишком довольны даже текущей ситуацией. Так, в феврале на совместном заседании комиссий при Госсовете по направлениям «Транспорт» и «Энергетика» говорилось о том, что квота на вывоз экспортного угля из Кузбасса, утвержденная ОАО РЖД, на 9,9 млн тонн ниже, чем предусмотрено поручениями президента (63 млн тонн).

При этом тарифная нагрузка для угольных компаний Кузбасса, по их данным, за 2022 год выросла на 66–97% для энергетического и на 44–72% для коксующегося угля. По мнению главы комиссии по энергетике Сергея Цивилева, следовало бы ввести мораторий на рост тарифов на перевозки угля и возобновить ранее отмененные скидки за дальность для экспортных перевозок.

В то же время отправители нефтепродуктов также борются за место в очереди на восток.

 

В конце апреля директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов сообщил, что Минэнерго направило в правительство предложение о переводе железнодорожных поставок нефтепродуктов на Дальний Восток как в экспортном, так и внутрироссийском сообщении из пятой категории очередности в четвертую. Ранее на этом настаивали нефтекомпании (см. “Ъ” от 28 марта).

ФАС предлагает субсидировать перевозки топлива для ТЭС на Дальнем Востоке
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров напоминает, что приоритет поставок нефтепродуктов во внутреннем сообщении на Дальний Восток и так должен увеличиться в связи с переводом их в категорию субсидируемых. По его мнению, постоянные изменения правил очередности деструктивны с точки зрения планирования грузопотоков. Также эксперт полагает, что поставки угля на экспорт ведутся маршрутами с порожним возвратом, с задействованием большой доли инновационного парка, что обеспечивает высокую ритмичность. И если понизить приоритетность этих поставок, нет никакой гарантии, что другие грузы заместят их эффективно.

Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин, Коммерсантъ

НИКОЛАЙ ШУЛЬГИНОВ ОБСУДИЛ С ГЕНДИРЕКТОРОМ СУЭК/СГК МАКСИМОМ БАСОВЫМ ПЛАНЫ РАБОТЫ КОМПАНИЙ

Николай Шульгинов и генеральный директор СУЭК/СГК Максим Басов на рабочей встрече обсудили планы работы компаний, в том числе сотрудничество с зарубежными партнёрами из дружественных стран АТР.

Так, Министр и глава энергокомпаний рассмотрели развитие российской угольной отрасли в условиях перестройки логистических цепочек.

СУЭК рассматривает возможности наращивания обьёма поставок ресурсов в дружественные страны как за счёт увеличения морских отгрузок, так и развития сухопутного экспорта.

Министерство энергетики РФ.

К согласованию перевозки угля по Енисею могут привлечь красноярцев и лесосибирцев

В правительстве РФ подтвердили планы по организации енисейского угольного пути в Азию.

Вопрос организации перевозки угля в страны Юго-Восточной Азии по Енисею с использованием портов Красноярска и Лесосибирска могут вынести на общественные слушания. Об этом заявили в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ в ответ на обращение к ним Красноярской региональной общественной организации «Экологически чистый и свободный от коррупции край».

Министерство природных ресурсов РФ, понимая всю критичность экологической обстановки в Красноярске и Лесосибирске, пишет, что считает важным и обязательным согласовать с населением через процедуру общественных слушаний эту угольную инициативу», — прокомментировал ответ ведомства председатель организации Павел Гудовский.

Напомним, что о планах федеральных властей перевозить кемеровский уголь в страны ЮВА по Енисею и далее по Севморпути стало известно в феврале 2023. Грузить его на корабли собираются в Красноярском и Лесосибирском портах. Меж тем, как говорят в Енисейском речном пароходстве, которому эти порты и принадлежат, свободных мощностей для этого у них нет.

Также известно, что реализацию проекта планируют поручить некой московской компании «РечТрансЛогистик», принадлежащей двум красноярцам. Первая — пробная — партия должна составить порядка 30 000 тонн. Других деталей на сегодня незвестно. К тому же, в Минприроды РФ Гудовскому заявили, что никакой официальной информации об этой «угольной инициативе» ни они, ни их краевые коллеги не получали.

Деловой квартал, Красноярск

Сотрудники АО «СУЭК-Красноярск» включились в городской двухмесячник по благоустройству

Угольщики наводят порядок на территории перед административным зданием – по результатам районных конкурсов благоустройства ее неоднократно признавали одной из образцовых в Центральном районе Красноярска. Кроме того, уже много лет сотрудники СУЭК "шефствуют" над мемориалом воинам-интернационалистам на Поклонной горе.

В шахтерских городах и на предприятиях СУЭК в Красноярском крае субботники по погодным условиям перенесены на май. В акциях по благоустройству горняков поддерживают "серебряные" волонтеры – ветераны угледобывающих предприятий, и старшеклассники из трудовых отрядов Компании.

Вместе они проводят не только традиционные весенние субботники. В Бородино, например, трудотрядовцы в 2021 году выступили с инициативой ежемесячных "генеральных уборок" городских памятников, которую поддерживают до сих пор. Такое внимание к истории малой родины высоко оценено СУЭК – в 2022 году ребята стали победителями межрегионального конкурса волонтерских проектов "Траектория добрых дел", проводил который Фонд "СУЭК-РЕГИОНАМ". В этом же году молодежная команда СУЭК из Бородино вошла в число победителей краевой акции "Субботник 2.2". В Назарово добровольцы-угольщики, ветераны и отрядовцы ежегодно проводят уборку и обновляют пешеходные мосты в эко-парке "Березовая роща". В Шарыпово участники трудовых отрядов СУЭК при поддержке Компании и Фонда "СУЭК-РЕГИОНАМ" продвигают идею раздельного сбора бытовых отходов.