Новости
Компания стала первой в России, добившейся такого производственного показателя. Торжественные мероприятия по этому поводу прошли на Бородинском угольном разрезе имени М. И. Щадова, а также Назаровском и Березовском разрезах в режиме телемоста 24 июня.
СУЭК-Красноярск регулярно ставит производственные рекорды, укрепляя высокую репутацию красноярских угольщиков. Еще в мае 2005 года на Березовском разрезе установили один из первых рекордов месячной отгрузки, направив по конвейеру на местную ГРЭС 950 тысяч тонн топлива. В 2007 году здесь же начали производить инновационную продукцию - полукокс.
Весной 2013 года Назаровский разрез заявил о добыче юбилейной, 450-миллионной тонны угля с начала эксплуатации месторождения. В 2014 году на отметку в 250 миллионов тонн вышел Березовский разрез. А в 2016 году бородинские горняки первыми в России добыли открытым способом миллиардную тонну угля. В апреле этого года отгрузили 1,2 миллиарда. И вот - новый рекорд, установленный уже всеми тремя предприятиями.
Основная торжественная площадка расположилась в Бородино. Ведь среди предприятий, добывающих уголь открытым способом, Бородинский разрез - самый большой в России. Запускали его в послевоенные годы, потому его история полна примеров подлинного героизма и самоотверженности рабочего человека.
Справка
АО "СУЭК-Красноярск" - основной поставщик энергетического угля в Сибири. Разрабатывает месторождения крупнейшего в России Канско-Ачинского буроугольного бассейна.
В структуре СУЭК-Красноярск работают три угледобывающих предприятия: Бородинский разрез имени М. И. Щадова, Назаровский и Березовский разрезы. В комплексе с ними - сервисные и логистические предприятия (Бородинское погрузочно-транспортное управление и два ремонтно-механических завода). На предприятиях АО "СУЭК-Красноярск" работают более 5,5 тысячи человек.
/ Российская Газета /.
При этом в Сибири и на Дальнем Востоке цифра составляет 47%, заявил председатель комиссии Госсовета РФ по направлению "Энергетика" Айсен Николаев.
Объем выработки электроэнергии на угле составляет в России 15%, при этом в Сибири и на Дальнем Востоке - 47%. Об этом сообщил на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению "Энергетика" председатель комиссии, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
Ключевой темой заседания стали ситуация в угольной отрасли и выработка необходимых мер поддержки промышленных компаний на фоне сложившегося кризиса.
"Состояние и перспективы развития угольной отрасли во многом влияют на экономику нашей страны в целом. На угле вырабатывается 15% электроэнергии в России, а в Сибири и на Дальнем Востоке - 47%. Производится 22% тепла в России, а в Сибири и на Дальнем Востоке - 73%. Таким образом, для большей территории нашей страны уголь - это основной и незаменимый источник развития экономики, а также гарант энергетической безопасности и благополучия людей", - приводятся в сообщении пресс-службы регионального правительства слова Николаева.
Он отметил, что негативно на угольную отрасль влияют снижение мировых цен на уголь, опережающий инфляцию рост операционных и логистических затрат угледобывающих предприятий, удорожание кредитов и другие факторы. Сальдированный убыток российских угольных компаний в 2024 году составил 112,6 млрд рублей против прибыли 374,7 млрд рублей годом ранее. По итогам I квартала сальдированный убыток достиг уже 79,9 млрд рублей.
Основными центрами добычи угля являются Кузбасс, Якутия, Красноярский край, Хакасия и Забайкалье. "Ситуация в отрасли негативно сказывается на социально-экономическом положении угледобывающих регионов, главное - на качестве жизни людей. Бюджеты этих регионов продолжают недополучать доходы от работы угольных предприятий", - сообщил Николаев.
Уточняется, что Минэнерго РФ разработана программа развития угольной промышленности. Часть мер поддержана правительством РФ. Николаев подчеркнул, что поддержка угольной отрасли - стратегическая задача, напрямую связанная с устойчивым развитием регионов, обеспечением энергетической безопасности и качеством жизни населения. "Поддержка работы угольной отрасли - это вложения, которые позволят регионам продолжить развитие, снять социальную напряженность. Хочу отметить, что любой кризис выявляет слабые стороны. Поэтому необходимо повышать экономическую устойчивость регионов, а также повышать эффективность угольной отрасли с учетом новых вызовов и прогнозов", - отметил он.
ЯКУТСК /ТАСС/.
Премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание о ситуации в угольной промышленности. Среди мер поддержки отрасли он назвал налоговые и страховые отсрочки, адресные субсидии на компенсацию экспортных перевозок угля. Кроме того, будут предприняты шаги по финансовой поддержке акционеров угольных предприятий и реструктуризации кредитной задолженности.
До 1 декабря всем угольным предприятиям предоставят отсрочку по налогу на добычу полезных ископаемых и страховую отсрочку. При необходимости эту меру продлят на более длительный срок. Адресные субсидии включают компенсацию части стоимости логистических затрат при экспорте угля на дальние расстояния. Для сибирских предприятий скидка составит 12,8% от величины тарифа на экспортные перевозки угля в северо-западном и южном направлении.
Поддержку акционеров реализуют в рамках ограничений на выплату дивидендов, а также повышения зарплат высшему менеджменту. При реструктуризации кредитов у предприятий с серьезной долговой нагрузкой будет учитываться позиция Банка России.
Ответственными за оздоровление угольной отрасли назначены глава Минфина Антон Силуанов и глава Минэнерго Сергей Цивилев. Обоим министерствам следует до 5 июня разработать и утвердить критерии, по которым будут рассматриваться заявки о господдержке компаний. Как отметил Антон Силуанов в ходе совещания с членами правительства, подкомиссия по рассмотрению соответствующих заявок от угольных предприятий уже начала работу.
На этой неделе господа Силуанов и Цивилев вместе с главой РЖД Олегом Белозеровым посетили Кемеровскую область для оценки ситуации. По итогам поездки министр финансов заявил, что ситуация в отрасли не критичная, но требует внимания государства.
Коммерсантъ.
Подходит к финалу двухмесячная стажировка аспирантов Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II в Тайюаньский технологический университет. Учитывая, что вуз расположен в провинции Шаньси – угольной столице государства, было бы совершенно непростительным не познакомиться с процессами добычи «черного золота».
Уголь для КНР как вода и воздух. Он обеспечивает порядка 60% потребностей государства в энергии. Несмотря на развитие «зеленой» энергетики, угольная генерация останется основой энергобаланса в Китае как минимум на несколько десятилетий.
Причем Поднебесная является не только крупнейшим потребителем этого вида топлива в мире, но и производителем. По данным Национального бюро статистики (NBS), в 2024 году объём добычи достиг 4,76 млрд тонн, что на 1,3% больше, чем в предыдущем году. В стране действует почти 3500 угольных шахт, на которых работают более 4,5 млн человек.
Согласно правительственному руководству по модернизации энергетической системы, опубликованному в апреле 2025 года, республика планирует продолжать строительство угольных электростанций в регионах, где они необходимы для удовлетворения пикового спроса на электроэнергию или стабилизации энергосистемы.
Но собственного сырья все равно не хватает. Одним из основных поставщиков является Россия. По словам главы Минэнерго Сергея Цивилева, «на горизонте этого десятилетия» мы будем наращивать поставки угля в Китай до 100 млн тонн в год. Если в 2022-ом импортировали в Китай 67 млн тонн, то в 2024-ом годовой объём экспорта угля составил уже 94 млн тонн.
На этом фоне сотрудничество в области подготовки кадров и разработки технологий для угольной промышленности представляется стратегически важной задачей для обеих стран.
В мае 2025 года делегация петербургских горных инженеров в рамках научно-образовательной стажировки посетила предприятия, предназначенные для разработки месторождений угля как открытым, так и закрытым способом.
В частности, аспиранты Горного побывали на карьере «Антайбао» компании China Coal Pingshuo Group, который находится в 240 км от Тайюаня на территории месторождения Данин. Это один из крупнейших промышленных проектов Китая, реализованный при участии иностранного капитала. Он был построен в 1987 году компанией Daosi, являющейся дочерним предприятием West Petroleum Company. Проект стал первым зарегистрированным китайско-иностранным кооперативным предприятием в угольной отрасли.
Большие запасы с мощными пластами и неглубоким залеганием облегчают добычу. Общий объем инвестиций составил 649 миллионов долларов США, а расчетная годовая добыча — 15,33 миллиона тонн. После модернизации в 2008 году производственная мощность была увеличена до 20 миллионов тонн.
«Карьер всегда был известен как площадка для экспериментов. Сегодня здесь используется самая передовая техника, включающая электрические карьерные экскаваторы P&H 2800, P&H 4100PC, WK-35, 730E и 930E, а также самосвалы. Для автоматизации процессов, например, добычи и переработки, активно применяются нейросети и 5G. Особое внимание уделяется экологической безопасности: с самого начала строительства компания внедрила практику рекультивации земель, что стало важным прецедентом для угольной промышленности Китая и дало ценный опыт для других объектов», - рассказал куратор стажировки с российской стороны, доцент Санкт-Петербургского горного университета Валентин Моренов.
Петербургские аспиранты отправились к производственному диспетчерскому пункту, где провели рабочую встречу с руководством карьера. Затем представилась возможность понаблюдать за проведением взрывных работ на породном массиве, обеспечивающих добычу угля. Молодые ученые осмотрели различные производственные участки, на которых велись работы: участок добычи и погрузки угля и вскрыши с использованием электроприводного карьерного экскаватора и самосвалов грузоподъемностью 300 и 500 тонн; участок выгрузки вскрыши, а также дробления угля для его последующей транспортировки. Горняки побывали и в цеху подготовки угля, в котором его доводят до транспортабельного состояния и отправляют потребителям, таким как электростанции и предприятия по переработке угольного кокса.
Кроме того, делегация получила возможность побывать на шахте «Сегу» компании «Shanxi Coking Coal Group Xishan Coal and Electricity».
«Предприятие, относящееся к угольному месторождению Лилю Хэдунского бассейна, входит в десятку ключевых шахт государства. Уровень оснащения позволил ей в декабре 2019 года получить статус «Эталонной интеллектуальной шахты» в группе Shanxi Coking Coal, а в марте 2025 года стать одним из первых в Китае предприятий, сертифицированных как «Интеллектуальная шахта уровня I среднего класса». Здесь работают более 3100 человек - добывают уголь средней зольности, с низким содержанием серы, высокой теплотворной способностью и умеренной спекаемостью. Он используется как энергетическое сырьё, в химической промышленности, а также служит качественным компонентом для коксования», - объяснил координатор петербургского вуза в области научно-образовательных программ с КНР Ли Юньпен.
Ознакомительная экскурсия началась с презентации шахты, которую провел ее руководитель. После встречи молодые люди спустились в подземные выработки, а представительницы женского пола, которым по правилам безопасности запрещено спускаться в выработки, осмотрели наземные объекты: обогатительную фабрику, диспетчерский центр и другие производственные участки.
Каждый из аспирантов Горного в ходе посещения угольных месторождений извлек опыт, значимый для дальнейших исследований. Новая информация будет полезна и тому, что изучает, например, автономные электротехнические комплексы добычи полезных ископаемых открытым способом, и тому, кто выполняет численное моделирование развития зоны влияния над очистными горными выработками.
Аспирант кафедры организации и управления Горного университета Ирина Дорожкина анализирует применяемые в Китайской народной республике механизмы и инструменты регулирования и поддержки редкоземельных производств в контексте развития минерально-сырьевого комплекса. Знакомство с угольными производствами полного цикла позволит ученому провести аналогии между двумя отраслями с точки зрения стратегического управления ресурсами.
Редкоземельные металлы - одна из важнейших отраслей горнопромышленного производства, которая максимально развита именно в Китае. Располагая самыми большими запасами, он является монополистом на мировом рынке и единственной страной, где налажены полные производственные цепочки создания готовой продукции на основе РЗМ. Однако еще несколько десятилетий назад там отсутствовали какие-либо производственные мощности. Такой быстрый рост объясняется не только продвинутыми технологиями, но и применением определенных механизмов государственного регулирования и поддержки.
«За этой отраслью стоит будущее высоких технологий, и вопрос ее становления в России приобретает важнейший характер. Сегодня национальное производство представлено только добычей и получением концентратов, а потребляемые металлы на внутреннем рынке импортируются из Китая, несмотря на наличие собственных сырьевых возможностей. Применение наилучших иностранных практик и управленческих решений в области стимулирования отрасли может способствовать её всестороннему развитию внутри страны. Именно данная проблема лежит в основе моих исследований, и глубокий анализ китайского опыта мог бы помочь в решении ряда организационно-экономических вопросов становления отрасли», - говорит Ирина Дорожкина.
Для аспиранта кафедры общей и технической физики Николая Буковецкого стажировка в Тайюаньском технологическом университете стала уникальным шансом расширить и углубить знания в области применения плазменных технологий в материаловедении и металлургии.
«Мой научный интерес лежит в области взаимодействия плазмы с материалами для поверхностного легирования металлов с использованием технологии double glow plasma. Этот метод позволяет создавать тонкие упрочнённые слои на поверхности материалов, что повышает их износостойкость и коррозионную стойкость. В ходе эксперимента мы наносили защитное покрытие на вольфрамовый образец, используя два источника плазмы. Один создавал разряд для нагрева подложки, а второй — для испарения легирующего элемента. После обработки образцы изучались с помощью SEM (сканирующей электронной микроскопии) и тестировались на микротвердость», - объясняет Николай.
Результаты показали, что при правильных настройках можно добиться равномерного распределения легирующего слоя с высокой адгезией, что открывает широкие перспективы для применения технологии в авиакосмической и машиностроительной отраслях.
Помимо самих аспирантов свои научные изыскания вели и руководители делегации. Доцент кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Валентин Моренов занимается исследованиями в области методов повышения нефтеотдачи пластов углеводородных месторождений и снижения углеродного следа добычи нефти.
«В частности, в этих целях им рассматривается возможность закачки СО2-пен в пластовые структуры нефтяных месторождений. Нагнетание такой дисперсной системы в продуктивный горизонт вместо традиционного диоксида углерода фазы позволяет предотвратить преждевременный прорыв газовой фазы к добывающим скважинам, тем самым увеличив коэффициент извлечения нефти из пласта. В Тайюаньском университете я провел серию экспериментов по оценке стабильности некоторых рецептур СО2-пен», - подчеркивает ученый из петербургского вуза.
Важно отметить, что исследуемый Мореновым подход позволяет повысить потенциальную емкость коллектора для последующей секвестрации СО2. Вопрос захоронения диоксида углерода в подземных коллекторах актуален для китайской экономики, которая собирается стать углеродонейтральной к 2060 году. Поэтому данное направление может стать совместной научной темой для коллективов обоих университетов в рамках продолжения научного сотрудничества.
Форпост, Северо-Запад
Угольщики "СУЭК-Красноярск" уже третий десяток лет формируют энергетический фундамент Красноярского края.
Большие планы
Костяк региональной угольной отрасли - это Бородинский разрез имени Михаила Ивановича Щадова, Назаровский и Березовский разрезы. В тесной связке с ними работают Бородинское погрузочно-транспортное управление, два ремонтно-механических завода, Научно-исследовательское подразделение "Уголь-инжиниринг" и проектное бюро "ПроТехИнжиниринг".
- "СУЭК-Красноярск" - один из крупнейших работодателей в регионе, добросовестный недропользователь, социальный инвестор и партнер Красноярского края, а главное, надежный поставщик энергетического угля. Угледобывающие предприятия компании уверенно наращивают объемы добычи. В комплексе со станциями угольной генерации, на которые в последние годы, в условиях маловодья сибирских рек, легла основная нагрузка по выработке электроэнергии, они обеспечивают теплом и светом миллионы жителей Красноярского края и других регионов Сибири, - констатирует гендиректор АО "СУЭК-Красноярск" Евгений Евтушенко.
Успехи на-гора
"СУЭК-Красноярск" регулярно ставит производственные рекорды, укрепляя высокую репутацию красноярских угольщиков. Еще в мае 2004 года на Березовском разрезе установили один из первых рекордов месячной отгрузки, направив по конвейеру на местную ГРЭС 950 тысяч тонн топлива. В 2007 году здесь же начали производить инновационную продукцию - полукокс.
Весной 2013 года Назаровский разрез заявил о добыче юбилейной, 450-миллионной тонны угля с начала эксплуатации месторождения. В 2014 году на отметку в 250 миллионов тонн вышел Березовский разрез. А в феврале 2016 года миллиард тонн угля добыл Бородинский разрез: в российской угледобыче он стал первым и единственным до сих пор, кто вышел на этот показатель!
Сегодня угольщики "СУЭК-Красноярск" работают над расширением номенклатуры инновационной продукции, востребованной в металлургии и других промышленных отраслях. Для этого на Березовском разрезе строят вторую очередь перерабатывающего комплекса.
Руководство компании уверено: заниматься вопросами глубокой переработки угля - значит смотреть на два хода вперед. Это источник многих продуктов, которые будут востребованы экономикой будущего.
/Российская Газета/.
Накануне праздника Весны и Труда высокую награду горняк получил из рук Губернатора Красноярского края Михаила Котюкова. Приветствуя на торжественной церемонии награждения передовиков производства - медицинских работников, педагогов, работников культуры, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, Губернатор отметил: «Вас всех объединяет стремление сделать нашу страну лучше. За каждым из вас коллектив – люди, которые идут за вами и вместе с вами. Спасибо за ваш труд, спасибо за то, что вы – пример для многих!».
Именно таким примером является машинист бульдозера Александр Иванов, посвятивший более 30 лет угольной отрасли. «Я могу назвать себя счастливым человеком, потому что работа мне по душе, - говорит Александр Михайлович. – У нас не бывает однообразия: то трассу нарезаем, то зачистку территории выполняем. Неспроста нас коллеги-горняки называют ландшафтными дизайнерами угольного разреза».
Благодарность Президента Российской Федерации Губернатор вручил генеральному директору АО «СУЭК-Красноярск» Евгению Евтушенко. Свой карьерный путь Евгений Михайлович начинал на Бородинском разрезе, отработал здесь более 20 лет, пройдя путь от слесаря-ремонтника до главного инженера предприятия.
В 2013 году его назначили техническим директором АО «СУЭК-Красноярск», а спустя 10 лет он возглавил Компанию. «Отрадно, что в этом году среди удостоенных высоких государственных наград немало наших сотрудников, - отметил Евгений Евтушенко. – Угольщики СУЭК-Красноярск играют важнейшую роль в жизни не только Красноярского края, но и других регионов Сибири и Дальнего Востока. В любое время года, круглосуточно, в мороз и зной они добывают уголь, осознавая возложенную на них ответственность – обеспечить людей теплом и светом.
В 2024-м наши предприятия отгрузили потребителям рекордные для Компании объемы - более 36 млн тонн угля, и в этом году мы ожидаем только роста. 1 млрд 200 млн тонн с начала промышленной эксплуатации уже добыл Бородинский разрез, совсем скоро предприятия СУЭК-Красноярск достигнут суммарного объема добычи в 2 млрд тонн! И за каждой тонной – непростой труд наших горняков, железнодорожников, сотрудников сервисных предприятий. Поэтому моя сегодняшняя награда – это, без преувеличения, наша общая заслуга. Я благодарю коллективы предприятий, за профессионализм и добросовестный труд на благо Красноярского края и страны».
НИА Красноярск
Рентабельность экспорта металлургического угля временно выросла
Впервые с середины января доходность экспорта металлургического угля выросла в недельном сравнении по всем основным направлениям. Аналитики указывают на стечение обстоятельств: переход на инновационные полувагоны в восточном направлении позволил сократить затраты на логистику, а аварии на шахтах в Австралии способствовали росту мировых цен на коксующиеся угли.
Неделя, завершившаяся 13 апреля, стала первой неделей за три месяца, когда экспортные нетбэки российских поставщиков коксующегося угля показали положительную динамику во всех направлениях — северо-западном, южном и восточном, следует из материалов NEFT Research. Так, доходность экспорта на условиях FOB Дальний Восток за неделю выросла на 4,8%, до 2,92 тыс. руб. за тонну, FOB Финский залив — на 2,2%, до 4,07 тыс. руб. за тонну, FOB Азово-Черноморский бассейн — на 2,4%, до 3,82 тыс. руб. за тонну.
Коммерсантъ.
В Архангельской области стартует реализация одного из приоритетных инфраструктурных проектов — строительство нового глубоководного терминала порта Архангельск. По словам губернатора региона Александра Цыбульского, объект обеспечит для России постоянный доступ к Мировому океану, минуя морские территории стран, недружественно настроенных к РФ.
Планируется, что строительство продлится до 2032 года. По завершении порт сможет принимать суда дедвейтом до 75 тысяч тонн при осадке до 14,5 метра. Как подчеркнул Цыбульский в ходе совещания по вопросам развития портовой инфраструктуры Трансарктического транспортного коридора, прошедшего в Архангельске, «это обеспечит круглогодичный выход в Мировой океан в обход акваторий всех недружественных стран». Совещание было организовано по поручению президента России Владимира Путина, его провёл помощник главы государства и председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.
Глава региона уточнил, что проектная грузооборотная мощность будущего порта составит 31,4 млн тонн в год.
«Инвестиционные предложения подготовлены, включая финансово-экономическую модель. До конца второго квартала мы направим инвестиционную декларацию в Росморречфлот», — заявил Александр Цыбульский.
Общая стоимость проекта, по его информации, оценивается в 375 млрд рублей, из которых 116 млрд рублей предусмотрены на строительство необходимой инфраструктуры: автотрасс, железнодорожных подъездных путей и логистических центров.
Цыбульский также добавил, что ключевыми участниками проекта выступают госкорпорация «Росатом» и компания «Евросиб». «Кроме того, ведутся переговоры с китайскими партнерами», — отметил губернатор.
Автор: Дмитрий Красносельский, РЖД-Партнер.
Таиланд проявляет интерес к поставкам российского СПГ и угля, заявил «Известиям» посол королевства в РФ Сасиват Вонгсинсават.
«Да, мы по-прежнему заинтересованы в энергоресурсах. Потому что Таиланд активно импортирует сжиженный природный газ и уголь. Но дело в том, что нам нужно найти очень хороший способ транспортировки их в страну. В то же время мы должны найти способ справиться с вторичными санкциями Запада», — заявил тайский посол.
Он добавил, что между компаниями двух стран уже велись переговоры о поставках СПГ и угля в Таиланд, но пока этого не произошло.
Известия.
Мировая угольная энергетика в 2024 г. увеличилась всего на 18,8 ГВт — это самый низкий прирост за последние 20 лет. Однако новые станции, введенные в эксплуатацию в Китае и Индии, продолжили компенсировать закрытие угольных объектов в других странах. Об этом свидетельствуют данные аналитического центра Global Energy Monitor (GEM), опубликованные 3 апреля, сообщает Reuters.
Китай среди лидеров по угольной энергетике
Несмотря на рекордный рост возобновляемых источников энергии, 44 ГВт угольной мощности было введено в эксплуатацию в 12 странах в 2024 г. Это значительно больше, чем 25,2 ГВт, віведенных из эксплуатации. Согласно ежегодному отчету GEM о состоянии угольных электростанций, глобальная мощность составила 2143 ГВт, что на 13% больше, чем на момент подписания Парижского соглашения по климату почти 10 лет назад.
Хотя Китай пообещал «строго контролировать» рост угольной энергетики, крупнейший потребитель энергии в мире добавил в свою сеть дополнительные 30,5 ГВт в 2024 г., что составило более 70% от мирового прироста. Однако это меньше, чем 47,4 ГВт, которые были введены в 2023 г. По словам исследователей, новые проекты Китая в 2024 г. стали самыми крупными за последнее десятилетие.
«То, что мы видим, скорее всего, связано с продолжающимся стремлением китайских угольных интересов строить новые угольные станции. Это возможно благодаря слабому соблюдению государством собственных норм и обязательств», — отметила Кристин Ширер, руководитель программы Coal Plant Tracker при GEM.
Хотя Китай заявляет, что строит угольные электростанции для обеспечения стабильности работы своих ветровых и солнечных объектов, большинство новых проектов расположены в регионах, где и так имеется достаточное количество угольных мощностей, добавила Ширер.
В Индии в 2024 г. угольная энергия увеличилась на 5,6 ГВт, что немного больше, чем в 2023 г. (5,5 ГВт), согласно данным GEM. Другие страны, которые запустили новые угольные станции в 2024 г., включают Индонезию, Бангладеш, Пакистан, Южную Корею и Филиппины.
GEM предупреждает, что некоторые страны, включая США, откладывают планы по закрытию старых угольных электростанций.
«Задержки с выводом из эксплуатации происходят в основном в странах, которые не строят достаточное количество чистой энергии для замены выводимых объектов», — заявила Ширер.
Развитие возобновляемой энергетики
ВИЭ увеличили свою мощность на 585 ГВт в 2024 г., что на 15% больше по сравнению с 2023 г. и составляет 92,5% от всех новых мощностей, по данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA).
Тем не менее, чтобы достичь цели по удвоению мощностей к 2030 г., возобновляемые источники энергии должны увеличиваться на 16,6% в год до конца десятилетия. По словам Раны Адиб, исполнительного директора REN21, альянса по политике возобновляемых источников энергии, переход к чистой энергии не происходит достаточно быстро, чтобы справиться с ростом потребления электроэнергии.
«Возобновляемые источники энергии пока не заменяют ископаемое топливо и в основном покрывают только рост спроса на энергию», — добавила она.
Для реализации программы не потребуется строительство или реконструкция объектов размещения золошлаков, которые оцениваются в 4 млрд рублей
Программу по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, предполагающую доведение доли утилизированных и обезвреженных таких отходов до 100% к 2036 году, утвердили власти Новосибирской области. Соответствующее постановление опубликовано на сайте правительства региона.
Проблема утилизации золошлаковых отходов поднимается в России уже несколько лет, объемы таких отходов растут ежегодно. В июне 2022 года правительство утвердило комплексный план по повышению объемов утилизации таких отходов V класса опасности, которые образуются в результате сжигания угля, торфа и их смесей в энергетических целях. В концепции Энергетической стратегии РФ поставлена задача достичь к 2035 году 50% утилизации золошлаков от годового объема их образования.
"В результате реализации региональной программы предполагается достичь целевых значений показателя доли утилизированных и обезвреженных золошлаков в общем объеме ежегодно образованных тепловыми электростанциями, а именно: 100% или 618 тыс. куб. м в 2036 году", - говорится в документе. При этом объемы таких отходов вырастут с 568 тыс. куб. м. Отмечается, что для реализации программы не потребуется строительство или реконструкция объектов размещения золошлаков, которые оцениваются в 4 млрд рублей.
Согласно программе, власти намерены выработать комплексный подход к обращению с отходами и золошлаковыми материалами. В частности, предполагается ликвидация незаконных мест складирования золошлаков, повышение экономической эффективности использования отходов и материалов. Со ссылкой на данные Росприроднадзора уточняется, что в основном золошлаковая смесь образуется при работе ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в Новосибирске и Барабинской ТЭЦ, всего - 543 тыс. тонн.
Отходы используют для производства товаров, выполнения работ, извлечения полезных компонентов для повторного применения. Зола-унос (тонкодиспернсый материал), применяется при производстве стройматериалов и в сельском хозяйстве. В то же время золошлаковые материалы полезны при рекультивации земель, засыпке карьеров и болот, используются на мусорных полигонах и в дорожном строительстве. Однако пока в эти процессы вовлечен далеко не весь объем отходов. По данным властей, это связано с непопулярностью применения золошлаков и дороговизной инвестиционных проектов.
Среди мероприятий, которые планируется реализовать в регионе, отмечается проект по модернизации компанией "СГК-Новосибирск" (эксплуатирует все ТЭЦ) системы отбора-отгрузки золы-уноса с установкой отгрузочного силоса на 1 тыс. куб. м на ТЭЦ-5. Окончание проекта запланировано на конец 2026 года. Кроме того, в планах рекультивация недействующей секции золоотвала ТЭЦ-2. Власти в то же время намерены создать перечень проектов по использованию золошлаков и золошлаковых материалов в различных секторах экономики - дорожном строительстве (в том числе строительство и реконструкция участков автодороги "Чуйский тракт").
О золошлаках
Золошлаки - минеральная несгорающая часть угля. Отходы требуют специального хранения, а их опасные свойства для окружающей среды связаны в том числе с возможным пылением при условии несвоевременного обслуживания. Тем не менее, большая часть золошлаков относится к V классу опасности, то есть считается практически неопасной.
НОВОСИБИРСК, /ТАСС/.
С приходом тепла и активным снеготаянием «горячая» пора наступает для всех предприятий АО «СУЭК-Красноярск». Мероприятия, направленные на стабильное прохождение паводкового периода, стартовали здесь еще в феврале.
Гидрогеологи определили места прохождения паводковых вод, выявили участки их наибольшего скопления, рассчитали ожидаемый водоприток. «Зима в этом году малоснежная, высота снежного покрова в контуре водосборной площади не превышала 30 сантиметров, что на 5 сантиметров меньше, чем в прошлом году, - говорит гидрогеолог Бородинского разреза Ирина Мешалкина. – Погода нас радует теплыми деньками, снег уже активно сходит. В такие дни на насосную станцию может поступать до 1300 кубометров воды в час».
Подобная ситуация - на всех предприятиях СУЭК-Красноярск. К такой нагрузке сотрудники также готовятся загодя: обследуют гидротехнические сооружения, очищают дренажные канавы и водопропускные трубы, готовят к усиленной работе насосное оборудование.
«На предприятии организован посменный контроль мастерами горных участков за скоплением талых вод, - говорит заместитель управляющего филиалом АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Назаровский» Алексей Гончаров. – До 25 марта завершим очистку дренажных канав и водопропускных труб, подготовим резервные трубопроводы, дренажные канавы и насосные установки».
Ревизию оборудования проводят и энергетики предприятий – у них на контроле состояние трансформаторных подстанций, всех контрольно-приключательных пунктов.
Сегодня противопаводковые мероприятия на предприятиях находятся в активной стадии, причем без нарушения стабильности поставок топлива в энергосистему Красноярского края и соседних регионов.
НИА-КРАСНОЯРСК.
Минэнерго рассматривает возможность возобновления заключения соглашений о вывозе угля в восточном направлении с угледобывающими регионами. Вопрос обсуждался на совещании, которое провел глава Минэнерго Сергей Цивилев. По его словам, по окончании первого квартала 2025 года планируется подвести итоги эффективности вывоза угля в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые вступили в силу с 1 января. В Минэнерго рассчитывают, что объемы вывоза на восток будут не менее уровня 2024 года по всем регионам.
Кроме того, сообщает Минэнерго, обсуждалась инициатива о закреплении в законе приоритетного использования парка инновационных вагонов с повышенной грузоподъемностью на Восточном полигоне. Участники совещания также рассмотрели вопрос о переносе на более ранний срок электрификации участков Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей от станции Волочаевка до станций Комсомольск-Сортировочный и Ванино. Это должно способствовать снижению стоимости перевозки грузов в восточном направлении и увеличению провозной мощности Восточного полигона, отметили в Минэнерго.
В 2024 году ОАО РЖД заключило с правительствами Кузбасса, Якутии, Бурятии, Хакасии, Тувы и Иркутской области соглашения о вывозе около 100 млн тонн угля на экспорт в восточном направлении. Наибольший объем квоты — 54,1 млн тонн — пришелся на Кузбасс. В 2025 году соглашение о гарантированном вывозе угля на экспорт в восточном направлении заключено только с Кузбассом. Как сообщало ОАО РЖД, объем соглашения составит 54,1 млн тонн. При этом со второго квартала 2025 года предусмотрен полный переход на использование для погрузки угля инновационного подвижного состава повышенной грузоподъемности (25 тонн на ось). Как поясняли “Ъ” в компании, это может позволить дополнительно вывезти до 2 млн тонн грузов.
Коммерсантъ.
С начала текущего года на Красноярской ТЭЦ-1 введены в эксплуатацию два новых котлоагрегата и электрофильтры к ним. Мероприятия проводятся в рамках федерального проекта «Чистый воздух», в котором компания принимает участие с 2018 года. Эффективность работы нового оборудования оценили министр промышленности и торговли края Максим Ермаков и министр экологии края Владимир Часовитин.
Визит глав краевых ведомств на станцию начался с осмотра новых газоочистных установок. Поэтому путь гостей лежал в котельный цех. На площадке немного шумно, и это явный признак того, что оборудование в работе. Эффективность электрофильтров — более 99%. Это означает, что твердые частицы не попадают в атмосферу, а под воздействием электрического поля оседают в бункере под электродной системой.
Максим Ермаков, министр промышленности и торговли Красноярского края: «На станции выполнен огромный комплекс экологических мероприятий. Ввод нового газоочистного оборудования обеспечит существенное снижение нагрузки на окружающую среду. Впечатляют и темпы работ. За несколько лет объект удалось полностью переоснастить. При этом теплоисточник на всем протяжении модернизации вырабатывал ресурс в заданных объемах».
Сейчас на станции запущено 11 из 15 электрофильтров. После ввода в эксплуатацию всех установок общие выбросы теплоисточника снизятся на 20%, а по твердым частицам — на 80%. За выполнением всех пунктов плана мероприятий по экологической модернизации ТЭЦ-1 внимательно следят в министерстве экологии края.
Владимир Часовитин, министр экологии Красноярского края: «Красноярская ТЭЦ-1 находится в зоне повышенного внимания. Учитывая, что объект располагается в черте города, важно обеспечить его экологичность. Сейчас на это направлены все силы собственника предприятия и правительства края. Самый лучший эффект по снижению выбросов дают электрофильтры, которые устанавливают на станции. Мы внимательно следим за сроками ввода каждого из них».
Новые электрофильтры работают в паре с котлоагрегатами №15 и №16, которые СГК построила по программе ДПМ-2. Оборудование на промплощадку ТЭЦ доставили с Подольского машиностроительного завода. Коэффициент полезного действия (КПД) новых устройств почти на 1,5% выше по сравнению с прежними, что позволит энергетикам эффективнее использовать топливо.
Красноярская ТЭЦ-1 обеспечивает теплом и горячей водой треть населения города. Поэтому строительные и монтажные работы осуществлялись без остановки станции. Специалисты скрупулезно рассчитали графики установки и подключения оборудования. Необходимый ресурс горожане получали в полном объеме, а агрегаты были запущены в указанный срок. На этом «большая стройка» на станции не заканчивается. В этом году планируется замена еще двух электрофильтров.
Еще две газоочистки ожидают своей очереди. К их модернизации приступят уже в апреле текущего года, а ввести в эксплуатацию планируют в 2026 году. На этом процесс экологического переоснащения теплоисточника будет завершен.
«Если смотреть в масштабах СГК, то ТЭЦ-1 — только часть большой экологической программы. Что еще мы делаем: строим новое оборудование на ТЭЦ-3, замещаем неэффективные котельные и даже работаем над программой по частному сектору. Сейчас, например, расширяем проект по переводу частного сектора на электроотопление. Кроме того, в Красноярске вместе с Россетями создали самую большую за Уралом сеть зарядных станций для электрокаров. Хочу подчеркнуть, что все свои обещания, которые давали красноярцам, мы последовательно выполняем», — сказал Олег Бубновский, генеральный директор Енисейской ТГК (ТГК-13).
Добавим, масштабную модернизацию Красноярской ТЭЦ-1 СГК ведет с 2018 года в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух». Большая часть запланированных мероприятий уже выполнена. На станции установлена новая труба высотой 275 метров, которая заменила три дымовых источника высотой 105 и 120 метров. Контроль за выбросами теплоисточника непрерывно осуществляет автоматизированная система онлайн-мониторинга. Данные в режиме реального времени отражаются на сайте министерства экологии и компании.
НИА-Красноярск
К 2024 году количество инновационных полувагонов, задействованных в перевозке угля, достигло 126 тысяч. Об этом сообщил на транспортном форуме РЖД-Партнера «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт», состоявшемся 20 февраля, председатель совета директоров Ассоциации морских портов Денис Илатовский. Вагоны распределены следующим образом: на Северо-Западе и Юге – 36%, на Востоке – 65%, на внутренних перевозках – 39%. В ближайшее время, в соответствии с требованиями ОАО «РЖД» и правительства РФ, 7% инновационного парка планируется перераспределить с Запада на Восток.
Согласно комплексному плану модернизации инфраструктуры, утвержденному правительством РФ, к 2026 году объем грузоперевозок на Восток должен возрасти до 180 млн тонн, а к 2031 году – до 210 млн тонн.
С 2025 года ОАО «РЖД» будет принимать кузбасский уголь для перевозки на Восток исключительно в инновационных вагонах. При подготовке соглашения о грузоперевозках угля администрация Кузбасса столкнулась с требованием руководства компании: использовать только подвижной состав с грузоподъемностью 75 тонн. Для обычных полувагонов на 69 тонн вагонная норма не пересчитывается, что приводит к убыткам для угледобывающих предприятий, не обеспечивших себя инновационным парком.
Пока данное требование касается только грузоперевозчиков Кузбасса, однако в скором времени оно распространится и на другие регионы. Это создает дополнительный стимул для увеличения парка инновационных вагонов.
Для выполнения планов по экспорту угля на Восток к 2026 году потребуется дополнительно 31 тысяча инновационных полувагонов, а к 2031 году – еще 32 тысячи. Кроме того, для полного перевода всех грузоперевозок на Восток на инновационный подвижной состав потребуется еще 41 тысяча полувагонов. В общей сложности парк должен быть увеличен на 97 тысяч единиц.
В настоящее время в России действуют только два завода, выпускающих инновационные полувагоны. Чтобы покрыть потребности отрасли, предприятиям необходимо ежегодно выпускать около 19 800 единиц подвижного состава.
Журнал "Уголь КУзбасса"
В Красноярском крае введут запрет на использование определенных видов угля в котлах с ручной загрузкой. Об этом во время пресс-конференции рассказал министр экологии региона Владимир Часовитин.
Ограничения начнут действовать уже в новом отопительном сезоне 2025-2026 годов. Первыми будут Красноярск, Ачинск, Минусинск и Лесосибирск — города, где сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. В 2026 году такие же запреты введут в Канске и Назарово. Использовать придется только те виды топлива, которые подходят для использования в автоматических твердотопливных котлах.
«Только комплексный подход в решении вопросов экологии даст, на мой взгляд, нам шанс все-таки что-то изменить. Для наведения экологического порядка необходимо принимать неординарные меры. Сжигание бурого угля при определенных обстоятельствах является экологически вредным процессом. Уголь можно сжигать для получения тепла, но только при использовании современных технологий, технологических процессов», — пояснил Владимир Часовитин.
Он отметил, что быстрый перевод всех, особенно крупных объектов, отапливающих города, на другой вид топлива невозможен, поэтому пока для них сделано исключение.
Заместитель руководителя агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края Сергей Демешко рассказал, что планируется помочь бизнесменам в замене отопления. Для этого предусмотрено софинансирование покупки нового оборудования — до 500 тыс. рублей.
«Если это более крупный предприниматель, ему доступны такие меры поддержки, как льготный микрозайм на базе центра „Мой бизнес“. Он может достигать 5 миллионов рублей. Здесь у нас льготные ставки от 8 до 14%, что намного конкурентоспособнее, чем банковские продукты», — отметил Сергей Демешко.
Участвовать в программе софинансирования и льготного кредитования смогут бизнесмены, которые не соответствуют определенным требованиям: отопление у них официально зарегистрировано как источник выбросов, они не имеют долгов перед бюджетом и т. д.
Владимир Часовитин добавил, что с каждым бизнесменом ведется индивидуальная работа. Им предлагают рассмотреть различные варианты замены оборудования или же подключения к централизованному отоплению. Последнее, конечно, намного дороже, но позволяет повысить рыночную стоимость их объекта в целом.
Руководитель экоинспекции Народного фронта в Красноярском крае Марина Якубенко отметила, что людей волнуют не только те объекты, которые отапливают углем, а нарушители, использующие в качестве топлива отработанное масло, мусор и даже старые автомобильные покрышки. Министр экологии подтвердил, что с ними продолжат бороться в плановом порядке, но под действие закона они не попадают.
«В официальную статистику, которых коснется это постановление, попадают около 700 предпринимателей по Красноярску и около 1200 — на территории Красноярского края. Это те, кто стоит на учете как негативные источники воздействия. Каждый рейд приводит нам по 4-5 источника, на учете не стоящих. Постановление позволит сразу применять меры к таким, не стоящим на учете предпринимателям», — пояснил министр.
За нарушения предприятия будут наказывать штрафами: на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — в размере от 15 до 30 тыс. рублей, а юридическим лицам придется заплатить 100-200 тыс. рублей. Повторное нарушение (в течение года) ограничений будет караться жестче — 30-50 тыс. рублей для ИП и должностных лиц и 200-500 тыс. рублей для юридических лиц.
Напомним, работа по улучшению качества атмосферного воздуха в Красноярском крае ведется в рамках нацпроекта "Экологическое благополучие".
newslab . ru
Техническое перевооружение станций пройдет до конца 2026 года.
До конца 2026 года в Омске проведут техническое перевооружение с заменой электрофильтров на всех трех ТЭЦ города, сообщает ТАСС со ссылкой на данные Минприроды РФ. Станции являются одними из основных загрязнителей атмосферы в городе, отметили в ведомстве.
– Ключевые мероприятия в Омске будут реализованы к концу 2026 года за счет технического перевооружения трех ТЭЦ ТГК-11 с заменой электрофильтров, это один из основных загрязнителей воздуха города, – сообщили в пресс-службе Минприроды.
Накануне Росприроднадзор сообщил о результатах проверки атмосферного воздуха в зоне работы ТЭЦ-5, структурного подразделения ТГК-11. Надзорное ведомство зафиксировало факты выпадения пепла в виде появления «черного снега». Было установлено, что в период растопок котлоагрегатов предприятием в полном объеме не обеспечена очистка выбросов загрязняющих веществ. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Рассматривается вопрос о привлечении ТГК-11 к административной ответственности.
Омск-Информ
Развитие Восточного полигона предусматривает переход на перевозку всего угля только в инновационных вагонах, сообщил замгендиректора РЖД Михаил Глазков.
Он напомнил, что в соглашении с Кемеровской областью учтен переход с 1 апреля 2025 года на перевозки угля на экспорт в восточном направлении только в инновационных вагонах.
«Развитие Восточного полигона предусматривает переход и перевозки именно в инновационном подвижном составе... Есть паспорт проекта, есть распоряжение правительства, где четко прописано, сколько должно быть поездов 7100 тонн 71 условный (вагон – ред.). И когда мы говорим про перевозку в Восточном направлении, то методикой расчета и паспортом данного проекта, предусмотрена перевозка именно тяжеловесных поездов в инновационном подвижном составе», – ответил он на вопрос, рассматривается ли вариант перевода всех перевозок угля на восток на инновационные вагоны.
Он уточнил, что в этой части есть только ограничения по погранпереходам, связанным с Китаем из-за требований и нормативов этой страны. Однако он добавил, что даже при работе с Китаем есть возможность перевозить в таких вагонах, например, не дозагружать этот вагон.
Премьер-министр России Михаил Мишустин в декабре 2023 года заявлял, что к концу десятилетия необходимо обеспечить полное замещение парка полувагонов Восточного полигона на инновационные повышенной грузоподъемности.
ИА «Прайм»
С начала 2025 года угольщики Бородинского, Березовского и Назаровского разрезов отгрузили потребителям свыше 1 млн тонн угля, что на 11% выше производственного плана.
«Несмотря на то что зима нынче выдалась теплой, спрос на уголь растет, – отмечает генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко. – Все праздничные дни угледобывающие предприятия СУЭК-Красноярск работали в штатном режиме, бесперебойно доставляя топливо потребителям. На энергообъектах края сформированы необходимые запасы топлива».
Отгрузку угля в новом году горняки начали сразу после боя курантов и несли круглосуточную вахту на протяжении всех новогодних каникул. Машинист экскаватора Бородинского разреза Анатолий Пупков один из тех, кто 2025-й встречал за рычагами экскаватора – он работает на одном из самых мощных роторных комплексов предприятия – ЭРП-2500 №4. «Третий год подряд смена выпадает на новогоднюю ночь, но это никак не омрачает праздник, – говорит Анатолий Николаевич. – На смену нас провожают Дед Мороз и Снегурочка с подарками. Они задают праздничный тон смене и с хорошим настроением все мы едем на рабочие места. В полночь на пять минут делаем перерыв: слушаем Президента, его напутствия и поздравления, а затем продолжаем отгружать уголь. Очень важно, особенно в зимнее время, не упускать время – мы ответственны за то, чтобы в домах красноярцев было тепло и светло».
Бесперебойная работа угледобывающих предприятий, сформированные запасы топлива на ТЭЦ и ГРЭС позволили в праздничные дни обеспечивать электроэнергией и теплом дома жителей региона, социальные объекты и промышленные предприятия.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/
Цены на энергетический уголь упали до минимального уровня за три с половиной года на ожидании роста добычи в Китае.
Энергетический уголь в австралийском порту Ньюкасл (эталонный контракт для азиатского рынка) подешевел до $114 за тонну, сообщает Trading Economics.
Добыча угля в Китае стала рекордной в 2024 году, а в 2025 году может вырасти еще на 1,5%, до 4,82 млрд тонн, прогнозирует Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля. При этом уровень запасов угля у генерирующих компаний КНР за 12 месяцев по состоянию на октябрь вырос на 12%.
Москва. INTERFAX . RU
По словам министра транспорта Романа Старовойта, окончательно структура грузов еще не утверждена
Правительство РФ приняло решение о вводе правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре России с 1 января 2025 года, заявил в интервью ТАСС глава Минтранса Роман Старовойт. Таким образом, приоритетность вывоза нефтепродуктов и угля по железной дороге будет снижена с третьей очереди до шестой.
"На площадке правительства РФ принято решение о переходе с 1 января на правила недискриминационного доступа, чтобы доступ к экспорту имели не только угольные грузы, но и более высокодоходные для экономик регионов и РЖД", - сказал он.
Вместе с тем, по словам министра, окончательно структура грузов еще не утверждена. При этом объем вывоза угля в 2025 году будет не меньше, чем в 2024 году.
"Буквально в эти дни согласовываются объемы и структуры грузов, чтобы не поставить в ущемленное положение угледобывающие регионы, прежде всего Кузбасс. Здесь нужно обеспечить вывоз продукции не ниже, чем в завершающемся 2024 году, именно на это мы нацелены", - сказал он. По словам министра, с учетом финплана РЖД, власти ищут баланс по перевозке грузов как для регионов, так и страны в целом. "Многие регионы заинтересованы, чтобы их продукция - хлеб, металлы, минеральные удобрения, контейнеры тоже имели возможность доступа к Восточному полигону и выходу на порты Дальнего Востока", - отметил он.
Отвечая на вопрос о повышении приоритетности нефтепродуктов, министр сказал: "Правилами недискриминационного доступа как раз предусматривается эта приоритизация. Мы видим, что благодаря их вступлению в силу это будет обеспечено".
О правилах недискриминационного доступа
Правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре обеспечивают всем компаниям равный доступ к перевозкам. Существующий порядок устанавливает приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми, при этом последние разделены на категории по значимости - от специальных, включая перевозки в пострадавшие от ЧП регионы, до транспортировки скоропортящейся продукции, сырьевых энергетических грузов.
Ранее РЖД повысили приоритетность поставок нефтепродуктов по железной дороге - в марте она была изменена с шестой на третью, это изменение действовало до сентября. При вступлении в силу правил недискриминационного доступа она вновь должна быть снижена до шестого уровня. В августе кабмин отложил до конца 2024 года вступление в силу правил.
МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/.
По словам представителя компании, Объемы перевозки угля компанией СУЭК за текущий год вырастут на 1%, до 84 млн тонн.
В компании сообщили о 9%-ом росте экспортных поставок угля в восточном направлении — до 28 млн тонн. Ещё 9 млн тонн будет отправлено на запад. На внутренний рынок по итогам года планируется поставить 47 млн тонн, большая часть из которых будет отправлена на электростанции «Сибирской генерирующей компании».
Основной рост наблюдается на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах, которые находятся ближе всего к морским портам и пунктам пропуска на границе с Китаем.
Напомним, что в июле СУЭК продала энергетические и логистические подразделения, включая ООО «Сибирская генерирующая компания» и АО «Национальная транспортная компания». Покупателями выступили российские структуры.
metallplace . ru
Флагман российской угледобычи Бородинский разрез имени М.И. Щадова за две недели до Нового года рапортовал о выполнении плана по добыче угля. Показателя в 23 миллиона 480 тысяч тонн горняки достигли 14 декабря.
С досрочным выполнением производственного плана бородинцев поздравил генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко: «Юбилейный для Бородинского разреза год вы начали с трудовых рекордов и удерживали эту высокую планку. Ваши трудовые подвиги – дань уважения первостроителям предприятия, тем, кто стоял у истоков становления самого большого угольного разреза страны. Вы достойно продолжаете их дело, и мы вами гордимся! На общий результат успешно работали все участки разреза, наши предприятия логистического и сервисного дивизионов. Благодарю всех за плодотворный труд, профессионализм и ответственное отношение к своему делу!»
До конца года бородинские угольщики планируют добыть еще свыше 1 млн тонн. Таким образом горняки максимально приблизятся к показателям рекордного 2008 года, когда предприятие отгрузило свыше 24,6 млн тонн угля.
Стоит отметить, что Бородинский разрез не первый в структуре СУЭК-Красноярск, выполнивший годовой производственный план досрочно. В начале декабря шахтерскую елочку уже поставили на Березовском разрезе. Совсем скоро ряды рекордсменов пополнит и Назаровский разрез. Всего в этом году предприятия СУЭК-Красноярск планируют добыть свыше 36 млн тонн твердого топлива.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/.
Сечин заявил о наступлении новой угольной эры в энергетике
В энергетике наступает новая угольная эра, заявил ответственный секретарь комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности и глава "Роснефти" Игорь Сечин, выступая на Веронском Евразийском экономическом форуме.
"Опытные инвесторы вернулись к углю. Фактически мы являемся свидетелями наступления новой угольной эры. Например, компания Glencore, один из мировых лидеров горнодобывающей отрасли, в течение последних двух лет получила половину операционного дохода от своего угольного бизнеса", — сказал он.
Сечин отметил, что энергопереход потребует перестройки или создания с нуля составных частей "реальной, а не виртуальной экономики": инфраструктуры, технологий, цепочек поставок.
По подсчетам главы "Роснефти", чтобы достичь к 2050 году поставленных целей, необходимо в десять раз нарастить мощности низкоуглеродной генерации — до 35 тераватт, что более чем в четыре раза превышает всю текущую установленную мощность мировой энергосистемы.
При этом, по словам Сечина, увеличение доли ВИЭ-генерации требует заблаговременного решения проблем, связанных со стабильной работой энергосетей, созданием мощностей хранения электроэнергии и сглаживанием пиков потребления.
Именно по этой причине, а также из-за высокой стоимости ВИЭ мировой лидер по возобновляемой генерации Китай одновременно бьет рекорды по вводу угольных мощностей.
Сечин напомнил, что за последние десять лет эта страна, являясь лидером в ветряной и солнечной энергетике, увеличила мощности угольной генерации более чем на 350 гигаватт, или на 45 процентов.
РАС-ЭЛЬ-ХАЙМА (ОАЭ), 5 дек — РИА Новости.
Механизированные крепи соответствуют самым строгим международным стандартам качества и безопасности
ООО «Сиб-ДАМЕЛЬ», специализирующееся на разработке, производстве и ремонте горно-шахтного оборудования, получило сертификат соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования» на использование механизированных крепей собственного производства.
Напомним, что предприятие входит в состав Единой сервисной компании (ЕСК) «СУЭК». Полученный сертификат - результат слаженной профессиональной работы специалистов, многолетних исследований и разработок, направленных на совершенствование технологий, применяемых в горной отрасли. Сертификат выдается на конкретную партию оборудования на основании стендовых испытаний, изучения документации и расчетов, анализа производства.
Механизированные крепи СД.МК.25/55 соответствуют самым строгим международным стандартам качества и безопасности. Они предназначены для обеспечения надежной поддержки на различных этапах горных работ и снижения возможных рисков, связанных с неблагоприятными последствиями.
«Механизированная крепь поддерживающе-оградительного типа имеет электрогидравлическую систему управления и может применяться в лавах с трудноуправляемыми кровлями. Крепь предназначена для механизации крепления призабойного пространства, поддержания и управления кровлей, а также для передвижки забойного конвейера при ведении очистных работ на пологих и наклонных пластах. Имеет повышенную несущую способность при небольшой массе за счет оптимизации структуры и широкого применения высокопрочных сталей для сварных конструкций», - подчеркнул технический директор «Сиб-ДАМЕЛЬ» Александр Вальтер.
От аналогов крепь отличается повышенным рабочим сопротивлением, наличием ресурса в 45 тысяч циклов и лучшей управляемостью, полученной за счет небольшой массы - 28,5 тонн (в то время как аналоги имеют вес свыше 35 тонн).
В грядущем году для проведения опытно-промышленных испытаний планируется монтаж 12 секций мехкрепи на шахте имени А.Д. Рубана. При положительной динамике результатов будет получен сертификат на серийный выпуск. Дальнейшая перспектива - это подготовка инвестиционного проекта на организацию масштабного производства механизированных крепей. Специалисты уверены, что их использование не только повысит производственную безопасность, но и будет способствовать устойчивому развитию всей угольной отрасли.
Отметим, что в 2024 году по итогам XXXII Международной специализированной выставки «Уголь России и Майнинг» модель механизированной крепи СД.МК.25/55 стала обладателем Гран-при в номинации «Разработка и внедрение нового технологического оборудования для угольной промышленности».
WWW.KEM. KP. RU
На железной дороге Хабаровского края погрузка каменного угля за январь-октябрь 2024 года составила 5,9 млн тонн, что соответствует объему отгрузки за тот же период в 2023 году. Об этом сообщает пресс-служба ДВЖД.
Единственное месторождение каменного угля на территории Хабаровского края отрабатывает АО «Ургалуголь» (входит в состав СУЭК). Предприятие осваивает Ургальское месторождение. Уголь добывают на разрезах «Буреинский», шахте «Северная» и разрезе «Правобережный». Твердое топливо поставляется для нужд энергетики Хабаровского и Приморского краев, а также на экспорт в страны АТР.
Как уточняется на сайте ДВЖД, помимо угля в январе-октябре на железной дороге осуществлялась погрузка: нефти и нефтепродуктов — 6,9 млн тонн (-1,8%); руды цветной и серного сырья — 182 тыс. тонн (рост в 3,7 раза); черных металлов — 600 тыс. тонн (-14,5%); лесных грузов — 1,6 млн тонн (+3,6%); строительных грузов — 746 тыс. тонн (-23,2%); метизов — 94,8 тыс. тонн (-10,8%); остальных продовольственных товаров — 61,7 тыс. тонн (+4,8%); лома черных металлов — 48,2 тыс. тонн (+7,3%).
NEDRADV
Как отмечается в Энергостратегии-2050, показатель может достигнуть 350 млн тонн
МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. Энергостратегия России до 2050 года ставит цель нарастить долю российского экспорта в международной торговле углем с 14,5% в 2023 году до 15-23% в 2036 году и 25-30% к 2050 году. Это следует из имеющейся в распоряжении ТАСС доработанной Энергостратегии-2050. По данным ТАСС, документ направлен в правительство РФ.
Экспорт угля из РФ к 2050 году в целевом сценарии может вырасти до 350 млн тонн с 212,5 млн тонн по итогам 2023 года (+64,7%), в инерционном сценарии экспорт угля может составить 310 млн тонн (+45,9%). В стресс-сценарии экспорт угля из России к 2050 году может сократиться до 100,5 млн тонн (-52,7% к 2023 году). Согласно документу, к 2036 году экспорт угля из РФ в целевом сценарии может вырасти до 269 млн тонн (+26,6% к уровню 2023 года), а в инерционном - до 255 млн тонн (+20%). При этом в стресс-сценарии Минэнерго РФ ожидает, что экспорт угля к 2036 году может составить 155 млн тонн (-27% к 2023 году).
Согласно прогнозу, в целевом сценарии производство угля к 2050 году может возрасти до 600,5 млн тонн (+37% к 2023 году), а в инерционном сценарии - увеличиться до 486,4 млн тонн против 438,7 млн тонн в 2023 году (+10,87%). В стресс-сценарии производство угля в РФ к 2050 году может опуститься до 286,6 млн тонн (-34,7%).
Ожидается, что к 2036 году производство угля в целевом сценарии может составить 523,9 млн тонн (+19,4% к показателю 2023 года), а в инерционном может составить 470,1 млн тонн (+7,2%). Однако в стресс-сценарии производство угля в РФ к 2036 году может сократиться до 389,9 млн тонн (-11,1% к показателю 2023 года).
Кроме того, согласно документу, в комплекс первоочередных мер по решению задачи переориентации экспорта угля на новые рынки входят: расширение провозной способности железных дорог Восточного полигона и строительство Тихоокеанской железной дороги, а также портовых мощностей для обеспечения поставок угольной продукции в страны АТР, Ближнего Востока и Африки, развитие портовой инфраструктуры, оптимизация транспортной логистики и широкое использование механизмов долгосрочного тарифообразования в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Также для решения задачи переориентации экспорта угля необходима оптимизация издержек предприятий угольной промышленности, в том числе за счет обеспечения стабильных фискальных и тарифных условий и мероприятий по снижению удельных затрат по добыче и транспортировке угля, следует из документа.
Михаил Климентьев/ ТАСС
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД падение экспорта российского угля усиливается. В январе-сентябре 2024 г. на экспорт было отгружено на 15.0 млн т. или на 9.3% меньше, чем в январе-сентябре 2023 г. Прогнозируется, что в 2025 г. негативный тренд продолжится.
В октябре 2024 зафиксировано максимальное снижение отгрузки на терминалы Северо-Запада и Юга. В отдельные сутки на Усть-Лужский ж/д узел отгрузка угля практически не производилась РЖД.
Прогноз отгрузки угля на Тамань в октябре 2024 г. составляет 0.8 млн т. (снижение на 1.2 млн т. или на 60% к уровню 2023 г.). Прогноз отгрузки угля в Усть-Лугу в октябре 2024 г. 2.1 млн т. (снижение на 0.7 млн т. или на 25% к уровню 2023 г.).
Срыв текущей отгрузки в адрес порта Тамань не связан с переговорами грузоотправителей с терминалом. Угольные компании договорились с терминалом по условиям перевалки еще в июне 2024 г. Текущие заявки по перевозке угля в адрес порта Тамань свидетельствуют о стабильном спросе на перевалку в Тамани.
Из-за недозавоза склады угля в портах погрузки близки к нулю, увеличивается простой судов на рейде в ожидании груза. В этой ситуации экспортеры вынуждены переносить обязательства по поставке перед покупателями на будущие периоды, что чревато риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, например рынка Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика - Колумбию.
С учетом срыва отгрузки по РЖД и невозможности экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, сегодня наблюдаем обратный тренд - замещение российского угля колумбийским: в январе-августе 2024 г. доля российских поставщиков на турецком рынке снизилась с 71% в 2023 г. до 61% в январе-августе 2024 г.
Таким образом, российские экспортеры не смогут воспользоваться ростом цен на западном направлении в 4-м квартале(+27 долл./т. к минимальному уровню индекса API2 в 2024 г.: 118.3 долл./т. текущий уровень к 91.3 долл./т. в середине февраля 2024 г.), что приведет к еще большим убыткам отрасли в 2024 г.
Помимо этого, потеря доля на рынке Турции повлечет за собой увеличение убытков в последующие периоды. Из-за санкций и закрытия рынка Европы для российского угля, следующий «ближайший» рынок сбыта для отечественных экспортеров - Индия, куда фрахт на 20 долл./т. выше, чем до Турции из Усть-Луги.
В октябре зафиксировано рекордное количество брошенных груженых поездов с углем на сети РЖД, которая практически парализована. Некоторые груженные составы простаивают более месяца в ожидании движения.
Продолжается тренд по нехватке локомотивных бригад (неофициальная причина - простой локомотивов из-за недостаточного количества локомотивных бригад в связи с низкими зарплатами в РЖД).
В первую очередь снижается экспорт угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области: суммарно на 15 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. (к январю-сентябрю 2023 г.). Незначительная положительная динамика наблюдается только по Якутии и Дальнему Востоку.
Отгрузки на экспорт из Кузбасса в сравнении с 2021 г. упали на 27 млн т. или на 16%.
Из 130 российских угледобывающих предприятий 64 убыточны (данные на август 2024 г.).
www. eastrussia. ru
Угольная отрасль из-за падения цен оказалась на грани банкротства, в 2024 году убыток до налогообложения может составить 34 млрд рублей против прибыли в 2022 и 2023 годах, это единственная убыточная отрасль в России, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на презентацию Аналитического центра ТЭК. Для помощи отрасли Минэнерго предлагает ряд антикризисных мер, однако не все из них поддерживаются участниками рынка
Угольная отрасль из-за падения цен оказалась на грани банкротства, в 2024 году убыток до налогообложения может составить 34 млрд рублей, в то время как в 2022 и 2023 годах она принесла 783 млрд рублей и 357 млрд рублей прибыли соответственно, подсчитали в Аналитическом центре ТЭК. Таким образом, в этом году угольная отрасль стала единственной убыточной в России, отмечают аналитики. Об этом пишет «Коммерсантъ».
К такой ситуации привел ряд мер, отмечают в АЦ ТЭК, прежде всего, это отмена понижающих коэффициентов в тарифе РЖД, а также введение экспортной пошлины и импортной пошлины в Китае, привязка НДПИ к мировым бенчмаркам коксующегося угля и дополнительная надбавка к ставке НДПИ. В целом, из-за фискальных и тарифных мер, введенных в период высоких цен на уголь, из отрасли изъяли 500 млрд рублей, подсчитали в АЦ ТЭК.
Для помощи отрасли Минэнерго предлагает ряд антикризисных мер. Среди них — продление на 2025 год соглашения по вывозу угля на экспорт из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области, а также заключение аналогичного соглашения в Новосибирской области, предусматривающего вывоз 20 млн тонн. Однако анонимный источник газеты в одной из угольных компаний это предложение не поддержал — по его оценке, с учетом цен на уголь и высоких тарифов РЖД оно «просто убьет» угольную промышленность Новосибирской области.
Кроме того, ведомство предлагает в 2025 году установить индексацию железнодорожного тарифа для угля на уровне «инфляция минус 0,1%», отменить курсовые экспортные пошлины после начала действия повышающих коэффициентов к НДПИ в 2025 году и провести переговоры с КНР об отмене пошлины.
Добыча угля в 2024 году снизится до 425 млн тонн по сравнению с 439 млн тонн в 2023-м, прогнозирует в разговоре с газетой глава направления консалтинга NEFT Research Александр Котов. По оценкам NEFT Research, экспорт в 2024 году составит менее 200 млн тонн по сравнению с 213 млн тонн годом ранее.
Вместе с тем, по мнению эксперта, из-за санкций угольные компании вынуждены увеличить инвестиции в производство (они обеспечиваются созданными в 2021–2022 годах резервами и кредитами). Этот процесс превосходит стагнацию объемов добычи, из-за чего растет валовый объем инвестиций отрасли, отмечает Котов.
Цены на коксующийся уголь идут вниз на фоне слабого спроса на сталь в Китае, сообщил ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет агентства Argus. К концу августа российский коксующийся уголь премиум-класса с высокой летучестью торговался по цене в $130 за тонну на базисе FOB Восточный против $150 за тонну в начале июня. Некоторые российские экспортеры предлагают коксующийся уголь по «агрессивно низким» ценам, чтобы сократить его запасы в портах Китая, отметили аналитики Argus.
Катя Загвоздкина
Редакция Forbes
Об этом руководитель компании рассказал трудовому коллективу на очередной, третьей в этом году, «прямой линии».
В формате открытого диалога он рассказал о том, с какими результатами отработали предприятия 9 месяцев, какие задачи стоят перед ними в связи с началом отопительного сезона, какие мероприятия Компания реализует для повышения безопасности на производстве и комфорта в регионах присутствия.
С начала года предприятия СУЭК в Красноярском крае добыли более 25 млн тонн. Этот показатель находится на уровне двух последних лет, когда потребность в топливе – максимальная, что связано с ростом выработки электроэнергии станциями как для внутреннего потребления растущего Красноярска, так и для регионов России, включая территории Восточного полигона. СУЭК надежно обеспечивает энергетику углем – запасы на всех ТЭЦ и ГРЭС превышают нормативные.
В лидерах уже третий год остается Березовский разрез в Шарыпово, перевыполнение плана по предприятию составляет 14 %. Как результат – в августе, в рамках празднования Дня шахтера, разрез был отмечен наградой корпоративного конкурса "Гордость СУЭК – добываем успех" в номинации "Лучшее предприятие и лучшая управленческая команда", с чем Евгений Евтушенко еще раз поздравил коллектив и руководителя Березовского разреза Александра Буйницкого.
В августе Бородинский разрез имени М.И. Щадова с размахом отпраздновал 75-летие – к этой дате коллектив угольщиков заложил на въезде в Бородино "юбилейную" аллею, в сотрудничестве с Благотворительным фондом Андрей Мельниченко оформил в городе мурал "Поколения", отражающий преемственность мастерства и любви к профессии как базовые ценности горняков. В сентябре предприятие приняло на своих площадках всероссийские соревнования вспомогательных горноспасательных бригад.
Текущий год, подчеркнул генеральный директор АО "СУЭК-Красноярск", ознаменовался почти десятком трудовых рекордов и рубежей. Для поддержания высоких темпов производства СУЭК по инвестиционной программе продолжает комплектовать предприятия новой техникой – с начала года поступило около 20 единиц, это автосамосвалы, бульдозеры, погрузчики, грейдеры, краны, другое оборудование.
Достижения в труде были бы невозможны без мотивации и полноценного отдыха. За лето почти 1 200 сотрудников и их детей смогли отдохнуть и оздоровиться за счет средств СУЭК. Еще 438 сотрудников и членов их семей воспользовались льготой по оплате проезда к месту отдыха и обратно. Большим досуговым и объединяющим событием минувшего лета стала II Всероссийская спартакиада СУЭК "Игры титанов", которая прошла в июле в Красноярске, команда АО "СУЭК-Красноярск" заняла в ней почетное третье место.
Одновременно разворачивается программа по формированию кадрового резерва, несмотря на то что сегодня предприятия укомплектованы персоналом на 97 %, СУЭК работает на будущее. По инициативе Фонда Мельниченко трансформации подверглись проекты трудовых отрядов и профильных классов – в обновленных проектах "Профкоманды.ФМ" и "Профклассы.ФМ" акцент сделан на профориентационную составляющую. Актуализирована работа с техникумами и вузами. За 9 месяцев практику на предприятиях СУЭК прошли 80 студентов, план на 2024 год – 110 студентов. Четверо молодых людей обучаются по договорам целевого обучения в Институте горного дела, геологии и геотехнологий СФУ, получают корпоративную стипендию. "Рассматриваем также возможность уже в этом году учредить именную стипендию для студентов всех профильных учреждений", – уточнил Евгений Евтушенко.
Чтобы молодежь чувствовала себя уютно не только в шахтерской семье, но и в шахтерских городах, СУЭК и Фонд Мельниченко содействуют развитию городской среды в регионах ответственности. В активной стадии – разработка мастер-планов для Бородино, Назарово и Шарыпово, финансирует подготовку опорных документов развития Фонд Мельниченко. Три локации в этих городах при участии СУЭК и Фонда Мельниченко выиграли гранты около 100 млн рублей каждый во Всероссийском конкурсе лучших проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – это продолжение реконструкции улицы Ленина в Бородино, парка "Березовая роща" в Назарово и строительство "Динопарка" в Шарыпово.
НИА-Красноярск
24 rus . ru