Минэнерго и угледобывающие компании просят РЖД снизить тарифы на транспортировку угля на западном направлении из-за падения цен на сырьё до минимума за три года, сообщило РБК. Монополия с ходу выступила против, мотивируя свою позицию тем, что эти средства уже заложены в инвестпрограмму. Vgudok.com писал, что бороться против повышения тарифов нужно до того, как их уже распланировали в расходы. В результате стратегические цели РЖД не сочетаются с актуальной экономической ситуацией

Минэнерго и угледобывающие компании просят РЖД снизить тарифы на транспортировку угля на западном направлении из-за падения цен на сырьё до минимума за три года, сообщило РБК. Монополия с ходу выступила против, мотивируя свою позицию тем, что эти средства уже заложены в инвестпрограмму. Vgudok.com писал, что бороться против повышения тарифов нужно до того, как их уже распланировали в расходы. В результате стратегические цели РЖД не сочетаются с актуальной экономической ситуацией. 

Цены на энергетический уголь, крупнейшим производителем которого в России является СУЭК, упали в Европе на 41% по сравнению с началом года — до $50 за тонну в начале апреля. Здесь сыграли как долговременные, так и кратковременные факторы. Тренд на ограничение угольной генерации, обсуждаемые в бундестаге дополнительные налоги на угольное топливо и тёплая зима сыграли против продавцов угля с одной стороны. С другой — панику спровоцировал недавно заключённый годовой контракт Glencore с японскими потребителями. Цена в этом контракте оказалась ниже на 14% октябрьского контракта той же Glencore, что сигнализирует о снижении цен на «чёрное золото» и на азиатском направлении. 

На западном направлении российские поставщики уже с марта терпят убытки. Перевалка в порту сейчас стоит 18 долларов за тонну, ж/д тариф составляет около 25 долларов за тонну. Себестоимость добычи энергетического угля также составляет около 20 долларов за тонну. То есть резерв снижения заложен только в цене перевалки и ж/д тарифе. 

РБК сообщает, что, судя по протоколам по итогам совещаний, необходимость снижения тарифов РЖД обсуждалась ещё 9 апреля на совещании в Минэнерго в Москве с участием угольщиков, а 11 апреля — в главном угольном регионе России у заместителя губернатора Кемеровской области Андрея Панова. Минэнерго должно подготовить обращение в РЖД: в связи с загрузкой восточного направления и возможной потерей грузовой базы из-за низких цен на уголь в Европе угольным компаниям необходимы скидки для транспортировки сырья на экспорт через северные и южные порты, говорится в протоколе совещания в ведомстве. По итогам совещания у Панова было принято решение, что угледобывающие компании проведут переговоры с операторами о снижении ставок на подвижной состав. 

Всё это превращает в цирк дискуссию о ж/д тарифах, а принцип долгосрочности оказывается погребён под ворохом бумаг и угольными горами. Как сказал vgudok.com топ-менеджер одной угольной компании сразу после введения с ноября 2018 г. восьмипроцентной экспортной надбавки: «Если мировые цены на уголь упадут, я даже из-за стола не встану». Встанут губернаторы, которые потребуют снижения цен для недопущения социального взрыва. И РЖД понизит тарифы. Издевательство над принципом долгосрочности рикошетом бьёт по монополии. Если в компании думают, что принцип долгосрочности относится только к росту доходов монополии и её инвестпрограмме, то оборотная сторона «блицкрига» в том, что контрнаступательная операция грузоотправителей бьёт по стратегии РЖД.