С открытием терминала в Калининградской области российские угольщики рассчитывают нарастить поставки своей продукции

На станции Дзержинская-Новая Калининградской дороги начал работу первый в России терминал для отправки угля на экспорт по колее 1435 мм.

Новый терминал – это площадка для перегрузки твёрдого топлива из вагонов колеи 1520 мм, действующей на сети РЖД, в подвижной состав европейской колеи 1435 мм. Ранее российский уголь, отправляемый на экспорт со станций Калининградской дороги, перегружался на приграничной станции на территории Польши. Деньги за оказание этой услуги уходили польской стороне, к тому же для грузоотправителя этот сервис стоил дороже.

По словам начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Евгения Стурова, открытие терминала даёт возможность оказания дополнительных услуг по перевалке. «Соответственно, это доходы и прибыль, которые раньше зарабатывали зарубежные терминалы. ОАО «РЖД» дополнительно зарабатывает 160 руб. с каждой тонны угля», – отметил он.

Отечественным грузоотправителям это тоже выгодно. Первый заместитель генерального директора ПАО «Кузбасская топливная компания» Иван Гептинг отметил, что перегрузка угля в Калининграде принесёт грузовладельцу экономию в несколько десятков миллионов рублей в год – из-за более низкой стоимости услуги на российской территории. Это также сбережёт 20% времени на обороте вагонов, что соответственно скажется на стоимости транспортировки.

По его словам, последние четыре года объёмы поставок российского угля по железной дороге в Польшу падали, поскольку этим перевозкам было сложно конкурировать с морским транспортом. «Терминал в Калининграде даёт возможность возвращать позиции на польском рынке. В этом году планируем прибавить на 40% объёма экспорта от уровня прошлого года, увеличив поставки до 300–400 тыс. тонн в год, а в перспективе рассчитываем перегружать через терминал до 1 млн тонн», – сказал Иван Гептинг.

Готовясь к запуску перегрузочного терминала, на Калининградской магистрали разработали новый маршрут. Год назад на встрече руководства КЖД, представителей российских угольных компаний, Латвийской железной дороги и «Литовских железных дорог» была обсуждена возможность привлечения дополнительного грузопотока из Кузбасса. Дороги-транзитёры предоставили тарифные преференции и по новому маршруту по Латвии, Литве через погранпереход Советск – Пагегяй пошли поезда с углем. Планируется привлечь на новый маршрут и другие угольные компании, в частности, АО «Сибирский деловой союз – Уголь», АО «СУЭК».

«Этот проект – начало развития терминально-логистического центра «Калининград» на станции Дзержинская-Новая, – сказал начальник КЖД Виктор Голомолзин. – К концу года здесь будет установлен кран для перегрузки крупнотоннажных контейнеров. На терминале также планируется перевалка лесоматериалов и тарно-штучных грузов с дальнейшей отправкой в Польшу. Кроме того, на следующей неделе встречаемся с представителями АО «ОТЛК», «РЖД-Логистики», будем предлагать услуги по перегрузу и хранению. Мы намерены специализировать ход от Советска до Калининграда под тяжеловесное движение и пропуск угольных и нефтеналивных маршрутов, а главный ход дороги (направление Кибартай – Калининград) – под ускоренные контейнерные и пассажирские поезда».

Первая партия – 6 тыс. тонн угля Кузбасской топливной компании, доставленного на КЖД со станции Мереть ЗСЖД по территории Латвии и Литвы, – была отправлена в Польшу 19 мая. Для транспортировки топлива ФГК предоставила инновационные вагоны повышенной грузоподъёмности.